Джованни Баттиста Тьеполо, родившийся 5 марта 1696 года— один из первых художников 3D: расписывавший потолки палаццо, он использовал визуальные эффекты, «возвышая» потолок и придавая небесам удивительную реальность.
Античность и библейские мотивы в рамках одной работы одновременно — таково совершенно уникальное видение Тьеполо. Александр Бенуа, русский художник и большой поклонник Тьеполо, говорил еще и о «сказочности» его сюжетов.
«Все лучшее, созданное Тиеполо, — плафоны, — писал Александр Бенуа. — … Если разглядывать в бинокль гениальный плафон Тьеполо на вилле Гримани в Стра, то моментами иллюзорность доходит до чего-то жуткого. Просто не хочется верить, что эти улыбающиеся, весёлые, полные жизни существа, ныряющие и плавающие среди серых туч, и сами эти тучи были только живописью, пятнами красок по штукатурке». Одну из первых таких росписей художник выполнил в 1725 году в Палаццо Санти в Венеции, и с этого времени фресковая роспись плафонов становится визитной карточкой Тьеполо. Именно в монументальных фресковых циклах растет его мастерство. В них Тьеполо находит свой собственный художественный почерк, принесший ему прижизненную общеевропейскую славу.
Таким образом, Тьеполо выходит в своем творчестве за рамки чистого стиля. Ведь барокко, как, впрочем, и рококо, — это игра, игра с иллюзорным пространством и фигурами в нем, игра со светом, цветом и различными композиционными приемами. Это попытка открыть окно в другой мир — мир бесконечного праздника, движения, безболезненного и беспечального существования в мифическом пространстве Золотого века, мир, старавшийся максимально оторваться от приземленной реальности и уйти в круговерть утонченных образов, оттенков и всего того, что только могло вообразить человеческое сознание.
Цветовая гамма его зрелых работ строится на игре пространства, света и полутонов. Предельная легкость и светоносность, его композиций, выполненных в характерных для рококо тонах, смешивается, однако, с вполне реалистичным и академически точным рисунком фигур и даже неба (фона), и это смешение привносит в изначально декоративную плафонную живопись черты осязаемого предметного начала — в световых эффектах, перспективе и композиции, что выводит общее впечатление от его работ на совершенно новый уровень восприятия. «Эта смесь реализма с невероятным и сказочным, повторяем, является основной чертой Тиеполо, его отличительным признаком» (А. Бенуа).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев