🔹Родительский авторитет — это важное явление, которое является опорой как для родителя, так и для его детей. Для родителей это возможность выполнять свои родительские функции по защите ребёнка, способность оказывать на него влияние, транслировать общесемейные ценности, это важнейшее условие для обеспечения условий для его роста, развития, возможность проявления заботы, тепла.
🔹Родительская власть — это то, что появляется по факту родительства. Маленький ребёнок зависим от родителя, слаб, подчинён, качество его детской жизни почти целиком в руках окружающих его взрослых. Но авторитет — это то, что складывается между вами, то, что ещё родителю требуется «заработать» и удержать.
🔹Даже маленький ребёнок быстро определяет, кто в семье авторитетен, а кто — нет. Неавторитетные взрослые фигуры чаще всего являются для ребёнка объектом манипуляций, нападок, эмоциональных «продавливаний», иногда дети их жалеют, по-своему любят, но и отчаянно злятся. Потому что на авторитетную родительскую власть можно опереться, а её отсутствие может порождать тревогу, беспокойство, напряжение, и тогда ребёнок будет сначала провоцировать своих взрослых на взятие нормальной родительской власти, а позже — искать и находить авторитетов вне семьи. Тех, кто готов стать для него опорой, всё объяснить, всё растолковать, позаботиться. Тех, кто будет способен вынести и выдержать его любого, с разными его эмоциональными реакциями и дурацкими поступками.
🔹Вторая крайность — это авторитарный родитель. Тот, кто в проявлении своей власти вообще не замечает своего ребёнка. Тот, кому нужна власть ради власти, подчинение ради подчинения. Тот, кто не готов проявлять свою власть только тогда, когда этого требует его родительская роль, а всё остальное время доверять ребёнку в его способности управлять собой и своей жизнью. Ребёнок, ощущающий авторитарную власть родителя, будет ею либо совершенно раздавлен и лишится всякой индивидуальности, личности и активности, будет маленьким роботом без своего мнения, желаний, идей. Им будет руководить только одна потребность — избегание наказания, сохранение безопасности, тотальный страх перед своим властным родителем. Его психологические силы будут уходить не на развитие, а на попытки угодить такому всевластному взрослому.
🔹Второй вариант реакции детей на авторитаризм — протест. До подросткового возраста это могут быть неявные протестные формы: саботаж, враньё, оправдания, увиливания, болезни. К подростковому возрасту они могут перерасти в открытый протест: девиантное (антисоциальное) поведение, агрессия, уходы из дома, уход в интернет-пространство. В любом случае это будет поиск своей среды и субкультуры, где он будет принят, свободен от постоянной слежки, контроля, угроз, унижений, подавлений. Он будет искать то пространство, где его будут слушать, понимать, интересоваться его мнением, разделять его интересы. Обсуждать, а не навязывать. Слышать, а не диктовать своё. Помогать, а не набрасываться с упрёками. Справляться с трудностями, а не наказывать за ошибки.
🔹Ещё один момент, по которому ребёнок может предпочесть виртуального «советчика» или товарища для общения, — это чувство стыда. Если родитель часто стыдит ребёнка, то он как бы его вскрывает, даёт ему послание: «Я тебя обнаружил — и вот выведу на чистую воду, докажу, насколько ты плох, а возможно, и расскажу всем остальным». Таким образом, конфиденциальность, интимность ребёнка оказывается нарушенной, взломанной. Это чрезвычайно трудно переживается и часто приводит к полной потере доверия между важными и близкими людьми. Подумайте: стоит ли ваш акт возмездия за детскую ошибку полной потери доверия между вами, которая, скорее всего, приведёт только к ещё бóльшим детским ошибкам, которые теперь будут тщательно скрываться от вас.
🔹Виртуальность помогает ребёнку спрятаться за никнеймом, стать более защищённым, укрываться, сохранять свою конфиденциальность и хотя бы поэтому больше доверять тому, с кем он общается, хотя часто совершенно необоснованно.
🔹Важно помнить, что подлинный авторитет стоит на трёх китах: взаимном уважении, взаимном доверии и взаимной готовности каждому в семье занять своё место, исполнять свои роли: родителям — родительские, детям — детские. Детям — опираться на то, что родительская власть будет применяться в их интересах, родителям — уверенно и с любовью делать то, что они должны делать: давать возможность своим детям расти, познавать мир, оставаясь при этом в безопасности.
Автор Ирина Млодик.
#площадка #местогдеможно
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев