⠀
Самой известной советской подводной лодкой времён Великой Отечественной принято считать С-13.
Под командованием Александра Маринеско она отправила на дно наиболее крупные вражеские корабли.
Но самой удачливой подводной лодкой и к тому же самой результативной по количеству потопленных судов стала С-56.
⠀
Закладывалась С-56 на судостроительном заводе имени Андре Марти в 1936 году и строилась в 2 этапа.
На 2-м этапе готовые секции доставлялись железной дорогой на 202-й завод во Владивостоке, где и производилась окончательная сборка.
Подлодка была спущена на воду 25 декабря 1939 года.
На момент вступления в строй 20 октября 1941 года она считалась одной из самых совершенных подлодок в мире.
⠀
Лодка получилась быстрой и крепкой.
Все технические характеристики были подтверждены комиссией по результатам сдаточных испытаний.
Первый командир С-56 Григорий Щедрин так оценивал вверенный ему боевой корабль:
«Хорошую сталь сварили рабочие!
В прочности лодки я настолько уверен, что в трудную минуту, если придётся уклоняться от противника, ни секунды не задумываясь, нырну на глубины, много большие, чем указывает красная черта на глубомере.
Какое удовлетворение верить тем, кто строит, и командовать таким замечательным кораблем.
⠀
За время войны все свои боевые походы С-56 совершила на Северном флоте.
Но службу она начала осенью 1941 года далеко от активных боевых действий — во Владивостоке.
Почти целый год командир лодки Григорий Щедрин писал рапорты в Москву с просьбой направить его на фронт, но приказа не было.
К осени 1942 года на Северном флоте сложилась тяжёлая ситуация, встал вопрос о переброске дополнительных сил с Дальнего Востока.
Было решено передислоцировать 6 подводных лодок с Тихоокеанского флота на Северный.
В том числе приказ получил и Г. Щедрин, идти ему предстояло в паре с лодкой С-51.
⠀
Автономность плавания у дизель-электрических лодок того времени была небольшая, пройти без ледоколов и конвоя по Северному морскому пути не представлялось возможным.
Поэтому было принято беспрецедентное решение — отправить подлодки длинным путём.
Кораблям предстояло пройти вдоль Камчатки, Аляски, Канады, США, потом через Панамский канал обогнуть Северную Америку, пройти вдоль восточного побережья США, Канады и через Шотландию выйти к северным границам СССР.
На определённых отрезках пути союзники должны были помогать советским кораблям с пополнением топлива, ремонтом и охранением.
⠀
8 марта 1943 года переход завершился, и С-56 была включена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.
Вплоть до окончания войны лодка топила вражеские корабли вдоль побережья Норвегии, а после осталась нести службу на Северном флоте.
В период с 10 июля по 5 октября 1954 года подлодка совершила межфлотский переход в надводном положении по Северному морскому пути в бухту Тарья на Камчатке, а затем во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершила кругосветный поход.
⠀
В 1955 году выведена из боевого состава флота, до 1975 года использовалась в технических и учебно-тренировочных целях.
9 мая 1975 года, в день 30-й годовщины Победы, С-56 была установлена в качестве корабля-музея на Корабельной набережной города Владивостока.
⠀
Когда корабль в 1942 году уходил в боевой поход из Владивостока, мало кто верил, что подлодка вернётся.
Ведь раньше никто не совершал ничего подобного, к тому же у моряков совершенно не было опыта океанских переходов.
В те времена отсутствовала спутниковая навигация и прочие системы, да и карты экипажу выдали 30-летней давности.
Лодке предстояло пройти 2 океана и 9 морей без конвоев и охранения в условиях адских перепадов температур и бушующих штормов.
Тем более, что С-56 относится к ныряющим лодкам, то есть предназначается преимущественно для надводного плавания.
Подводное положение использовалось для атак на противника или ухода от преследования.
Большую часть перехода предстояло идти демаскированными, подвергаясь постоянной опасности обнаружения японскими или немецкими кораблями и самолётами.
Поход начинался в условиях строжайшей секретности, но после захода субмарин в порты США противнику стало известно о дерзком замысле советских подводников.
И началась настоящая охота.
За время перехода С-56 дважды подвергалась нападению неизвестных подводных лодок, дважды попадала в жесточайший шторм, получала повреждения и была вынуждена становиться на ремонт.
⠀
За время службы субмарину 19 раз объявляли погибшей.
Но назло всем врагам советская подлодка прошла опаснейший переход, вернулась из всех боевых походов и не подверглась утилизации.
За годы войны С-56 совершила 8 боевых походов, произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопила 10 кораблей и транспортов противника, нанесла серьёзные повреждения ещё 4 кораблям.
На подводную лодку было сброшено свыше 3 000 глубинных бомб.
Экипаж также успешно выполнил задание по высадке разведывательной группы на норвежское побережье в глубоком тылу противника.
Подводная лодка С-56 является самой результативной советской субмариной в Великой Отечественной войне по количеству достоверно потопленных целей.
⠀
31 марта 1944 года за боевые заслуги подводная лодка С-56 была награждена орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 года удостоена гвардейского звания.
И ещё один интересный факт.
На сегодняшний день С-56 является единственным кораблём, на котором ежедневно проходит церемония подъёма и спуска Военно-Морского флага СССР.
Поистине уникальная подводная лодка.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5