Биография дона Бернардо Антонини (1932-2002)". Глава IV. СССР и христианская Русь: молитвы и проекты
Первая поездка дона Бернардо в СССР состоялась в 1989 году с целью изучения русского языка. Его же служение на российской земле по-настоящему начнется осенью 1991 года, когда Советский Союз де факто уже находился на грани распада. Дон Бернардо стал одним из первых католических священников, который, в порыве апостольского рвения, приехал в СССР, как только страна начала открываться миру.
Он готовился почти год. Какое-то время он посещал курс русского языка при ассоциации «Италия — СССР» в Вероне (ему преподавала учительница Кристина Манфреди), но дон Бернардо хотел быть готовым не только на языковом уровне. В начале весны 1989 года он беседовал со своим епископом, монсеньором Амари. А 30 марта епископ разрешил ему отправиться в СССР на учебу. Бернардо принял это известие с нескрываемым волнением, благодаря Бога, Деву Марию и святого Сергия Радонежского (1322–1392), которого часто сравнивают со святым Франциском и признают даже в Католической Церкви). Святой Сергий — значительная фигура русской православной духовности и дон Бернардо, понимая это, сделает его своим духовным ориентиром в предстоящей миссии.
Полный воодушевления и надежды, 2 июля 1989 года дон Бернардо прибыл в Москву, где он останется до 13 августа. Целью этой поездки было изучение русского языка и культуры в Институте Пушкина, который специализировался на интенсивном обучении русскому языку иностранцев. С самого начала он выказывал живейший интерес ко всему и внимательно наблюдал за народом, который имея за плечами тысячелетнюю христианскую культуру, почти 70 лет отвергал и преследовал веру.
Символичной для дона Бернардо была возможность служить святую мессу в Москве. Более того, по существу, это была главная цель его поездки. В тот же самый день, второй по приезде в СССР, в который он знакомился с городом и впервые побывал на Красной площади, он отправился в церковь святого Людовика — единственную в то время действовавшую католическую церковь в Москве. Церковь Святого Людовика находилась недалеко от Кремля и Красной Площади, в переулке, который отделял ее от мрачного здания Лубянки — главного управления КГБ. Однако, церковь оказалась закрытой, поэтому он вернулся туда на следующее утро — во вторник, 4 июля. На этот раз церковь была открыта. Дон Бернардо сделал пожертвование в иностранной валюте и получил, что ему было нужно: «100 долларов и мне дали чашу + облатки и бутылку вина».
Можно только представить себе этого храброго и щуплого итальянского священника, который довольный вернулся в общежитие с бутылкой вина (редкий товар тогда в Москве), облатками (найти их можно было только в католической церкви) и, самое главное, чашей.
На следующий день, в среду, 5 июля, у дона Бернардо был праздник:
«Сегодня величайший дар: наконец я смог служить св. мессу и сегодня и в мою комнату пришел Иисус, — у меня есть все! Епископ разрешил мне держать в комнате Пресвятые Дары».
Это была первая московская месса дона Бернардо — следующим утром он проснулся с особым волнением, размышляя о том, что произошло в его комнате вчера:
В пять часов взошло невероятно красивое солнце — такого я ни-
когда не видел; мое окно выходит на запад; солнце восхитительно
отражается в окнах пятнадцатиэтажного дома напротив (обычно десять жилых этажей и +) и все светится. Свет отражается даже в моей
комнате и освещает дарохранительницу:
«Ты, о Иисусе, — Солнце моей жизни (см. рождественскую проповедь святого Иринея) и Москвы, России, Китая, Вероны, Италии, мира. Солнце, сделай меня Твоим апостолом; помоги мне просветить многих людей. Сделай Церковь в России Твоим Солнцем, которое Ты посылаешь всем, чтобы они были счастливее и жили лучше. Вчера служил Мессу за мир: под моим окном строительная площадка, напротив пятнадцатиэтажный дом: Господи Иисусе, Ты умер и воскрес ради всех этих людей. Regina Russiae, ora pro nobis!
С этого времени евхаристическое священнопразднование стало постоянным — в зале на десятом этаже Института Пушкина. Дон Бернардо обратился к дирекции с просьбой использовать это помещение и получил разрешение. Первая Месса вместе с верными (группа итальянцев, с которыми дон Бернардо связался в Москве) состоялась в субботу, 8 июля. Событие определенно исключительное — неслучайно тут же появился вахтер, он хотел знать, что происходит: самостоятельные встречи студентов не особо поощрялись, однако все возможные проблемы сразу же решились: «Я священник». Вахтер ответил: «Очень приятно!» Поэтому Месса прошла спокойно. Участвовали четыре человека:
«Профессор-иезуит [отец Джермано Марани, о котором будет еще
сказано ниже]. Два молодых итальянца. Один, некрещенный (Ренцо)
со статуей Ленина, «мой отец» — он поставил ее на стул. Был очень взволнован, т. к. участвовал в мессе в первый раз в жизни. Во время
приветствия мира он со слезами на глазах обнял меня и поцеловал! Бог добрый и Он пошел к итальянцам, чтобы пригласить их всех, как крещенных, на воскресную мессу. Я служу вечером в субботу, в 20:00, и еще утром в воскресенье, в 10:00. В воскресенье на мессе было девять человек, и снова пришел Ренцо, который был очень растроган накануне вечером».
На следующих неделях дон Бернардо служил в субботу и в воскресенье — число участников колебалось от трех до пятнадцати людей. Несколько раз были верующие из других стран (в частности, профессор с Кубы).
Приобрести книгу на сайте "Озон": https://www.ozon.ru/product/polyubivshiy-rossiyu-biografiya-dona-bernardo-antonini-1932-2002-1322741482/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев