Воцерковленность человека тесно связана с личностным отношением к смерти. Язычники, иудеи во времена Ветхого Завета и христиане воспринимали уход из земной жизни по-разному <...> Выделение типов отношения к смерти представляет собой определенную трудность, т.к. по большому счету сколько людей — столько и отношений. Отношение к смерти — вещь глубоко личностная, и каждый человек сам определяется по отношению к ней. Никто не может решить за человека: как ему относиться к факту своей собственной смерти, чем она для него является, тем более что отношение к смерти, как часть системы мировоззрения человека, может меняться в течение его жизни. Поэтому предложенное здесь деление отношения к смерти на
В статье Олеси Сидоровой анализируется раннехристианский опыт толкования 9-го члена Символа веры в огласительной практике середины IV — начала V в. (на примере огласительных гомилий свт. Кирилла Иерусалимского, свт. Иоанна Златоуста, еп. Феодора Мопсуестийского, свт. Амвросия Медиоланского, блж. Августина Гиппонского). Анализ источников позволил выявить условную структуру беседы о Церкви с просвещаемыми: определение, описание
основных свойств и интерпретация значимых образов. Эта последовательность в полном виде есть у свт. Кирилла Иерусалимского и еп. Феодора Мопсуестийского, а частично — в большинстве катехизических источников рассматриваемого периода. Церковь определяется как собрание ве
Вниманию читателей предлагается публикация путевых заметок походного священника Якутской области конца XIX столетия, впервые вводимых в научный оборот. Документ рассматривается в контексте коммуникационных практик Русской православной церкви на окраинах империи. Церковь в отдаленных местностях выступала в качестве единственного информационно-культурного объекта. Священнослужители являлись трансляторами общехристианских ценностей и инициировали межцивилизационный диалог. Документ содержит подробное описание поездок священника в якутские наслеги и тунгусские стойбища, с указанием численности паствы, характеристиками отношения прихожан к исполнению христианских обрядов, свидетельствами о степен
История показывает, что призвание Церкви к миссии осознавалось в Православии всегда. Только внешние причины – и среди них четырехвековая турецкая оккупация Балкан и Греции, а в новейшую эпоху захват власти коммунистами и широкая миграция в страны, где изначально преобладали другие исповедания, – заставляли православных ради сохранения своей веры порой уходить в себя и образовывать замкнутые в определенном смысле группы. Такое поведение, столь понятное и, пожалуй, необходимое, с годами сделалось привычным и нередко принимало формы изоляционизма. В настоящее время, однако, очень многие пришли к убеждению, что и в духовной сфере лучшая оборона есть открытое наступление, а безразличие или застой
Архим. Макарий с первых дней своего служения на Алтае искал подход к более качественному устроению миссионерского служения и распространению дела миссии на большие пространства Российской империи. 20 января 1839 г. архим. Макарий предлагает Синоду рассмотреть свой миссионерский проект «Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в России». После рассмотрения проекта Синод постановил 14 апреля 1839 г. оставить его «без действия», так как счел проект слишком радикальным. Архим. Макарий, получив такой ответ, продолжил свои миссионерские труды в выбранном направлении. История подтвердила правильность взглядов архим. Макария на устрое
В статье Кирилла Мозгова рассматривается ситуация, сложившаяся в России в XVIII–XIX вв. с катехизическим научением вере. Русская церковь не могла в полноте перенять огласительную традицию Византии, уже угасшую к Х в., однако в XVIII в. в России начинается переосмысление задачи духовного просвещения русского народа. Немало внимания уделил этому Святейший правительствующий синод, выпустивший ряд указов о необходимости не только обучения Закону Божьему в школе, но и введения огласительных проповедей для прихожан. Так, в синодальный период создаются разного рода катехизические тексты, значительная часть которых играет роль пособия в процессе преподавания катехизиса. В XIX в. они базируются на «П
Роль поручителя в воцерковлении
Предлагаем Вашему вниманию подборку материалов нашего сайта, посвященных роли поручителей в воцерковлении.
https://kateheo.ru/katekhetika/aktualnye-temy/rol-poruchitelia-v-votserkovlenii
Статья Олеси Сидоровой посвящена малоизученному вопросу свидетельства оглашаемым о вере в Церковь. На примере раннехристианских источников II–V вв. сравнивается использование в катехизических и некатехизических текстах трех определений: «Церковь — Тело Христово», «Церковь — собрание верующих» и «Церковь — народ, собранный вокруг епископа». В результате проведенного сопоставления делается вывод об особенностях свидетельства о Церкви оглашаемым по сравнению с верными членами церкви. В катехизических текстах происходит сознательный отбор тех определений, которые можно назвать первичными для экклезиологического сознания Древней церкви. Важная для ряда древних текстов идея о единении церкви вокру
Разные силы, потребные для исполнения заповеди Христа Спасителя о проповедании Евангелия народам, в суеверии разных образов остающимся, рассеяны по разным членам Церкви, сего духовного тела Христова. Дух Иисусов возбуждает и движет эти силы её. Она же собирая их в союз единства, направляет все к цели, указуемой заповедью Спасителя. Отсюда происходят различные сословия, служащие распространению веры Христовой, и разные стихии церковных миссий. Между тем как одних посылают для проповеди, другие пекутся о воспитании, образовании проповедников. Другие собирают по всему пространству церковному, слагают во едино, сохраняют, приводят в движение многоразличные способы к поддержанию миссий и учрежден
В царствование Елизаветы Петровны актуализировалась традиционная для российской культуры проблема обращения многочисленных иноверцев, населявших империю, в православие. Всячески поддерживая крещение, власть предоставляла новокрещенным определенные налоговые, экономические и правовые льготы. Устанавливалось жалование церковнослужителям, строились церкви для новокрещенных, выделялись средства на «церковные потребы». Всячески подчеркивался добровольный и осознанный характер принятия православного вероисповедания. Насильственное крещение иноверцев запрещалось. Предусматривались суровые наказания лицам, пытавшимся обратить подданных России в другие «законы». Однако правительство всегда помнило, ч
Показать ещё