03.1896 – 07.04.1978/
Он принадлежал к той когорте старорежимных священников, которым было «позволено» жить после унижений и издевательств с одной существенной оговоркой — о том, что власти полагаются на их «разумность», то есть непротивление беззакониям.
К той когорте, которая, хорошо зная силу режима, не подписывала с противоборствующей стороной никаких соглашений и не признавала сомнительных компромиссов по убеждению, что «сила — в любви».
Родился в Киеве в семье заслуженного профессора Киевской Духовной академии Степана Тимофеевича Голубева и Елены Филипповны (дочери профессора Киевской Духовной академии). Пятый ребенок из девяти детей.
Семья Голубевых была глубоко верующей, поэтому мальчик с детских лет своей жизни стремился к служению Богу и Церкви.
В третьем классе Киевской гимназии начал проявлять наклонность к иноческой жизни. Он возжелал быть монахом. Избрал себе в духовные руководители опытного лаврского духовника иеромонаха Алипия (Щуро). Устроил себе келлию. Кроме гимназии и церкви другой дороги у него не было.
Поступил не в Киевскую, а в Московскую академию, чтобы избежать подозрений от ближних в покровительстве отца в учебе. Ректором Московской Духовной академии в то время был знаменитый исповедник и ревнитель Святого Православия епископ Феодор (Поздеевский) /растрелянный в 1937 году и причисленный в лику святых РПЦЗ/, который стал для него духовным отцом.
Будучи студентом академии, он однажды, приехав на каникулы в Киев навестить родных, был схвачен на улице красноармейцами, которые тут же вынесли приговор: "Расстрелять!.." Оказывается, он был в офицерской шинели, и его спутали с его старшим братом Владимиром, офицером Царской Армии. Приговор было решено привести в исполнение немедленно. Его поставили к стене, солдаты вскинули ружья... Вдруг раздался голос их командира: "Стойте! Я отпускаю его. Мне понравились его глаза!.."
После окончания Московской Духовной академии был пострижен в монахи настоятелем свято-Данилова монастыря епископом Феодором (Поздеевским) с именем Ермоген, в память великого патриота и священномученика Ермогена /+1612/, Патриарха Московского и всея Руси.
Постригавший его епископ Феодор, несомненно, руководствовался тем, что усматривал в нем те свойства и качества, которые были присущи великому поборнику и собирателю Святейшему Патриарху Ермогену. И действительно, он себя таковым и явил в последующей своей жизни.
За время служения в Даниловом монастыре обратил на себя внимание патриарха Тихона /+1925/, который, видя в нем верного помощника и истинного поборника веры, направил его в Киево-Печерскую лавру на миссионерское послушание.
Получив благословение от владыки Феодора, отец Ермоген, узнав о тяжкой болезни своего отца, на время поехал в Киев. Там застал в некогда уютном родном гнезде жуткую картину.
Квартира была реквизирована, прекрасная отцовская библиотека уничтожена, а все что, было в квартире расхищено. Старику профессору новые хозяева оставили одну ванную комнату, заметив, что это особенная милость для него, так как он подлежит как враг революции уничтожению. Отцу Ермогену пришлось быть свидетелем преждевременной кончины отца 22 ноября 1920 года.
Последствия гражданской войны привели к расслоению в среде духовенства – появились модернистские группировки. Не обошла церковная смута и Киевскую лавру: большинство лаврских церквей были захвачены украинскими националистами, стремившимися отойти от патриаршей Церкви. В этой обстановке вражды и ненависти молодой иеродиакон был твердым и непреклонным исполнителем воли Патриарха.
28 августа 1921 года отец Ермоген, получив на то благословение от владыки Феодора, сидевшего в то время в Лубянской тюрьме, был рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном во иеромонаха.
По выходе из заключения епископ Феодор, учитывая большую опасность для обратившего на себя внимание властей молодого талантливого проповедника, благословил ему ехать в Киево-Печерскую лавру и там по примеру Даниловского монастыря основать Братство имени преподобного Феодора Студита.
Один из очевидцев того времени вспоминал то, каким он увидел тогда заместителя наместника лавры архимандрита Ермогена:
«На меня он произвел впечатление человека очень строгого и аскета. Он был так худ, что, казалось, одна кожа держит его кости. Это был как бы скелет. Но глаза необыкновенно пронзительные и как бы прямо заглядывают в твою душу, видя ее насквозь».
В то время лавра за неимением средств, так как была уже почти совсем ограблена, не могла дать братии полный стол. Варили каждый день очень скромный борщ и кашу, причем без всякой заправки, да кусок хлеба. На руки выдавали из братских сумм маленькое пособие, на которое братия покупала себе масло и другое для заправки. Мяса монахи в лавре не ели.
В 1922 году отец Ермоген узнал о том, что настоятель Братского монастыря в Могилеве, состоявший в 1920-21 годах миссионером-проповедником Киево-Печерской лавры, перед тем гостивший у него самого, уклонился в обновленческий раскол.
Увидя его на собрании духовенства Киева, отец Ермоген громко сказал ему в лицо: "Кий тя образ содела Иуда предатель"! – На это ничего не ответил несчастный. Впоследствии он был поставлен сонмищем обновленческим во епископа, а затем большевики вынудили его, «епископа Уральского», отказаться от священства. Говорили, что умер он постыдной смертью, наложив на себя руки.
В 1923 году в ночь под Великий Четверг одновременно с Киевскими епископами отец Ермоген был арестован и все были направлены на следующий день в Москву, а оттуда в ссылку. Причина – непризнание обновленческого Высшего Церковного управления.
Их везли в Москву в арестантском вагоне вместе с другими духовными лицами. По дороге в этом вагоне преосвященные и иереи служили Страсти Христовы, читая по очереди Святые Страстные Евангелия.
На другой день после ареста отца Ермогена ГПУ реквизировало его квартиру.
В 1924 году отец Ермоген, в связи с освобождением Святейшего Патриарха Тихона он был освобожден из ссылки и с благословения своего духовного руководителя владыки Феодора (Поздеевского) возвратился в Киев, где был единодушно избран братией и утвержден настоятелем Киево-Печерской Успенской лавры.
Хотя в лавре и было человек десять отцов архимандритов, но никто не мог взять на себя ответственность в этот опасный момент жизни Православной Церкви, когда поощряемое поддержкой безбожного правительства либерально настроенное духовенство начало учреждать в Киеве "Живую Церковь".
Параллельно действовала и также поддерживалась советской властью самосвятская «Церковь», так называемая «липковщина» – от имени ее лжемитрополита Василия Липковского, лишенного сана священника, самого себя рукоположившего, в Софийском соборе одевшего на себя архиерейские знаки и потом в свою очередь ставшего «рукополагать» в архиереи различных проходимцев (женатых по два и три раза, людей нецерковных, политиканов). Этим самосвятам власть передавала лучшие храмы, так как они были ее ставленниками в борьбе с истинной Церковью.
27 января 1931 года Киево-Печерскую лавру закрыли, а ее настоятель архимандрит Ермоген без суда и следствия был приговорен к расстрелу. Потом расстрел заменили десятью годами каторжных работ.
Двенадцать лет провел архимандрит Ермоген в лагерях и ссылках. Промысл Божий берег своего избранника в заключении. После года камеры одиночки его из-за слабого здоровья освободили от тяжелых физических работ. Врачи, выписывавшие справку о здоровье, прибавили к его возрасту еще двадцать лет.
Отец Ермоген сам никогда не унывал, не роптал на Бога за незаслуженное наказание и окружающих уговаривал воздерживаться от ропота. Хотя он был сравнительно молод, призывал к терпению и старых монахов: "Мы грешны, и по нашим грехам Господь посылает нам эти страдания". Вместе отцы собирались для молитвы, совершали службы. Отец Ермоген в ссылке полностью смирился, положившись во всем на волю Божию.
Помогло ему то, что начальник тюрьмы, где он отбывал свой срок, очень хорошо к нему относился, уважал и уберегал его. А отец Ермоген, в свою очередь, учил его немецкому языку, которым овладел еще в гимназии.
Когда он выходил на свободу, начальник тюрьмы посоветовал ему не возвращаться в Киев, где его опять неизбежно ожидал бы арест, а поехать и устроиться где-нибудь на юге. Этому совету он и последовал, уехав в Среднюю Азию.
В 1953 году в Москве хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского, хотя совет по делам религий долго препятствовал этой хиротонии.
Архиепископ Ермоген, "являясь одним из реакционных приверженцев РПЦ, принимает активные меры к укреплению материальной базы Церкви и распространению религиозных воззрений на сознание советских людей", – так охарактеризовал Владыку Совет по делам РПЦ при Совмине СССР.
Вступив на Среднеазиатскую кафедру, владыка Ермоген ревностно продолжил святое дело возрождения Православия. Десятилетия гонений и обновленческого засилия не прошли бесследно. Многие приходы были разъедаемы нестроениями, нарушались канонические правила при Богослужении. Много сил положил владыка Ермоген на устранение этих беззаконий.
По инициативе епископа Ермогена, благодаря его смелости и усердию в Ташкенте после землетрясения был построен обширный храм, освященный в 1957 году. Это было крупнейшее строительство в Русской Православной Церкви за пятьдесят лет богоборческой власти.
В Ташкенте – этом "образцово-показательном" символе социалистической Азии – вдруг был возведен огромный, вмещающий до четырех тысяч молящихся, Успенский кафедральный собор.
Само собой разумеется, что разрешение на такое строительство получить от властей было невозможно. Тогда Владыка пошел на хитрость. Он взял разрешение на реставрацию старой церкви, находившейся в приспособленном здании и тут же начал стремительное строительство собора. Храм возводился вокруг старой церкви, и до конца строительства здесь шли ежедневные службы.
Власти опомнились, начались запросы, выяснения, согласования. Пока громоздкая бюрократическая машина со скрипом двинулась и строительство запретили, было уже поздно – храм стоял. Так же стремительно был построен и храм в Самарканде.
Появление Успенского кафедрального собора многими верующими расценивалось как великая милость Божия к православному народу Ташкента. Это подтвердилось тем, что через несколько лет Господь явил над этим храмом чудесное знамение. Когда в Ташкенте случилось землетрясение, почти все здания в городе были повреждены или разрушены. Успенский же собор остался совершенно целым!
В 1959 году уполномоченный по делам религии Узбекской ССР писал: "Наблюдение за деятельностью... архиепископа Ермогена убедило меня в том, что он весьма враждебно настроен к советской действительности. Не довольствуясь ролью, которая определена советским государством Церкви, Ермоген в своей деятельности грубо попирал социалистическую законность. Будучи приверженцем врага советского строя – бывшего патриарха Тихона, этот прожженный церковник стремится крестом и рублем укрепить устои РПЦ..."
Под руководством архиепископа Ермогена были построены новый собор в Ашхабаде, большая каменная крещальня в городе Фрунзе (современный Бишкек), отреставрированы и восстановлены храмы Самарканда, Красноводска, Мары.
Власти не простили Преосвященному Ермогену его активной, в том числе и проповеднической, деятельности. Во время так называемой «хрущевской оттепели» началась травля Владыки в прессе, по радио. Владыку подвергли домашнему аресту и в в 1960 году, в 24 часа выслали из Ташкента, не дав ему даже попрощаться с духовными детьми. Тем немногим, кто сумел пробраться через милицейские кордоны, он сказал: "Сейчас тяжелое время. Берегите же свою веру..."
Одной из причин его долгого отстранения от служения было его выступление против антиканонического постановления 1960 года о старостах; он даже обращался с этим вопросом к Хрущеву.
С 1963 года он – архиепископ Калужский и Боровский.
Калужская епархия представляла в то время собой безрадостную картину: после очередной волны гонений на Церковь здесь сохранилось только 28 храмов; 12 районов области не имели храмов вообще.
С приходом владыки Ермогена Богослужебным и духовным центром епархии фактически стал Никольский храм. Богослужения совершались с глубоким благоговением, сопровождались проникновенными поучениями и потому привлекали массы народа.
Совет по делам РПЦ стал проводить "нейтрализацию" непокорного архиерея. Применялся и прямой нажим на самого Владыку, заключавшийся в постоянных вызовах "для бесед", "указаниях на недопустимость...", строгих предупреждениях и так далее.
Одновременно шли попытки его изоляции – через удаление от него верных ему священнослужителей и мирян, через попытки компрометации самого Владыки в глазах верующих. Организовывались "жалобы прихожан" на правящего архиерея и близких ему "неблагонадежных" священнослужителей.
"Следует также указать, что архиепископ Ермоген расходует деньги епархии для благотворительных целей, что делать воспрещается", – строчил донос уполномоченный.
Владыка поддерживал бедные приходы, уменьшил в два раза "добровольно-принудительный" взнос в Фонд мира, укреплял и оживлял приходскую жизнь, ремонтировал обветшавшие храмы, привлекал в епархию молодых активных священнослужителей, имевших духовное образование, для проживания которых в двух частных калужских домах была организована своего рода подпольная гостиница.
Кроме того он начал отправлять за штат священнослужителей, скомпрометировавших себя небескорыстными "заигрываниями" с Советской властью. Когда уполномоченный на очередной "беседе" указал на недопустимость таких увольнений, владыка Ермоген с иронией заметил, что, конечно, в интересах антирелигиозной пропаганды такой поп является весьма полезной фигурой, но его как православного архиерея такие горе-священники совсем не удовлетворяют.
В противовес подобной принципиальности непокорного "церковника" власти начали лихорадочно создавать комиссии "по контролю за соблюдением законодательства о культах" для "изучения контингента лиц, посещающих церкви, пресечения незаконного крещения детей, выявления активных членов общин" и т.д.
В июле 1963 года Калужский облисполком принял решение "Об ограничении деятельности церковников", а с 1964 года началась борьба с церковным звоном. Вдруг "оказалось", что церковный звон "отрицательно сказывается на психике", "нарушает педагогический процесс", "нарушает быт граждан", "мешает труду молящихся" и т.д.
По всей области разворачивалось массовое чтение пропагандистских антирелигиозных лекций (в 1965 году их было проведено 2768, в среднем по 7 лекций в день), создавались школы научного атеизма. Но все эти огромные затраты не приносили результата.
В 1965 году уполномоченный Калужской области бил тревогу: "Усиливается влияние православия на население. Практически во всех церквах имело место увеличение доходности от обрядности, что в свою очередь свидетельствовало о большей посещаемости храмов верующими". В Козельском районе открыто крестилось 60% детей и в Малоярославецком – до 87%, причем ежегодно крещений становилось все больше. Резко возросло количество верующих.
В 1965 году Владыка был уволен на покой. Фактически отправлен в ссылку в Жировицкий Успенский монастырь в Белоруссии.
Он проживал в монастыре под надзором без права выезда. Фактически заключенный, святитель-подвижник жил жизнью настоящего монаха и молитвенника, обладал высочайшим авторитетом среди насельников, духовенства и церковного народа.
Архиепископ Ермоген преставился ко Богу в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1978 года, в день преставления Святейшего Патриарха Тихона, в Жировицком Успенском монастыре (Слонимский район, Гродненская область).
По свидетельству очевидцев, принимавших участие в погребении, наблюдалось множество чудесных явлений, которыми сопровождалась кончина этого праведника.
Даже на пятые сутки тело не издавало никаких признаков тления, наоборот, от него исходило чудное, неизъяснимое благоухание.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2