(1299)
При митрополите Максиме Владимирский край получил великую святыню — чудотворный образ Максимовской иконы Божией Матери.
Предание о видении митрополита Максима, ставшее основой для написания образа, сохранилось в надписи на иконе:
Сей святый и чудотворный образ Пресвятыя Богородицы написан бысть в лето 6807 по видению Максима, митрополита Владимирского и всея России чудотворца, родом грека, по пришествии его из Киева во Владимир, когда он от путнаго шествия в келлии своей мало уснув, абие видит, аки яве, свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку Предвечнаго Младенца, и глаголя: рабе Мой, Максиме, добре пришел еси семо посетити град Мой, и подаде ему омофор, глаголя: прими сей омофор, и паси во граде Моем словесныя овцы; он же прием, возбудися от сна, и в келлии никого не виде, а омофор обретеся в руце его. Он же страхом объят бысть на мног час, абие поведа великому князю Андрею, и построиша ковчег злат, и положиша на него той омофор, и прославися сие чудо по всей русской земле и в Палестине, и повеле написати сей образ тем подобием, якоже виде Максим.
По преданию, омофор, полученный Максимом от Богородицы, хранился во Владимирском Успенском соборе в золотом ковчеге 112 лет.
Почитание Максимовской иконы началось практически сразу после написания, так как от неё начали проистекать чудеса исцелений. Широкую огласку получил случай полного исцеления безнадёжно больного сына владимирского чиновника после того, как образ привезли в дом чиновника и отслужили перед ним молебен.
В 1412 г. во время нашествия на Владимир татарского царевича Талыча золотой ковчег с омофором вместе с другими церковными святынями был сокрыт в безопасном месте ключарём Владимирского собора Патрикием. Овладевшие городом татары ворвались в собор и начали пытать ключаря, требуя выдачи места, где спрятаны церковные сокровища. Ключарь предпочёл мучительную смерть, но тайны так и не открыл.
Впоследствии во Владимире неоднократно пытались обнаружить место тайника, но все попытки не увенчались успехом. Древние церковные святыни, в том числе и омофор Богородицы, до сих пор таятся во владимирской земле.
Максимовская икона хранилась в Успенском соборе. Её поместили над гробницей святителя Максима.
Из Владимира 5 сентября 1812 г. был отправлен в г. Вязники с архиерейской и церковной ризницей и драгоценностями ключарь местного Успенского собора священник Иоанна Доброхотов.
«Сего дня отправлена из Владимира карета моя, две повозски с поклажею и одна Лукиановская. В карете Икона Максимовския Богоматери, которую оставте в том же Благовещенском монастыре, поместив в церкве в скромном месте. Карету же и лошадей всех отправте немедля во Флорищеву пустыню до времени…» (из письма епископа Владимирского, Ксенофонта к Доброхотову).
После закрытия Успенского собора икона поступила в музейное собрание.
В 1920-е гг. была выполнена её реставрация под руководством искусствоведа А. Анисимова.
В настоящее время Максимовская икона находится в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
В 2010 г. в рамках проведения года России во Франции Максимовская икона была выставлена в Наполеоновских залах Лувра в рамках экспозиции «Святая Русь».
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Максимовской
глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Владимир,/ радостно совершая, Владычице,/ праздник явления Твоего святителю Максиму, в нем бывшаго,/ о немже ныне воспоминаюше и молящеся Тебе, взываем сице:/ о Пречудная Владычице Богородице,/ молися Превечному Архиерею - Сыну Твоему,/ да непоколебиму утвердит Церковь Православную,/ град наш Владимир и всю Русскую землю/ в мире сохранит и спасет в правоверии души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Максимовской
глас 6
Призри на нас, Всепетая Богородице,/ возсияй просвещение сердцем помраченным/ и озари стадо Твое, Пречистая,/ елика бо хощеши и можеши,/ яко Мати сущи Зиждителя,/ и возопий молящим Тя:/ Аз есмь с вами,/ и никтоже возможет на вы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев