«Здравствуйте, уважаемая редакция! Уже шесть лет еженедельно покупаю «Мою Семью» - обожаю газету и её авторов. Этим летом в «Рассказах сельского священника» нашла рассказ о любимом мною городе Гродно. Хочу поделиться своими мыслями и воспоминаниями.
Я родом из Гродненской области. После школы училась и работала в Гродно. Лучшие мои годы прошли именно там. Исходила пешком все старые улочки, заглянула в каждый дворик в старой части города – люблю в нём всё! Естественно, не раз заходила в Фарный костёл, который всегда поражал меня своей торжественностью и красотой. В те времена, а это было в начале восьмидесятых в городе работали только православный собор на улице Ожешко и этот костёл. Ни о каких венчаниях и речи не шло, детей крестили так, чтобы никто не узнал, - ведь и с работы могли уволить, и вообще неприятностей могло быть множество.
Выросла я в деревне, папа был коммунистом, дома у нас не было икон. Вообще наше поколение растили атеистами. Церкви служили в лучшем случае складами, если не были вовсе разрушены. Но детей, меня, брата и сестру, родители всё же крестили в часовенке рядом с кладбищем.
Выйдя замуж я родила сына, и тоже встал вопрос о крещении. Не могла я оставить своего ребёнка без Божьего покровительства. И пусть была секретарём комсомольской организации, муж мой тоже был коммунистом, всё же я договорилась с батюшкой в деревне, в десяти километрах от города, и ночью тайком поехала к нему. Там даже церкви не было, он крестил моего сына у себя дома.
Позже мы переехали в Барановичи, где живём до сих пор. Здесь меня поразило обилие всевозможных религиозных общин: и баптисты, и свидетели Иеговы, и адвентисты седьмого дня и прочие. Я никак не могла понять, почему люди идут к ним. А не в обычные православные и католические храмы? Ведь в любом городе в Белоруссии даже в те времена обязательно были действующие православные церкви и католические костёлы.
Уже обжившись в Барановичах, я обнаружила, что практически каждая пятая моя знакомая – будь то сослуживица, соседка или продавец из соседнего магазина – сектантка. И всё это замечательные интересные сердечные люди. Все они звали меня сходить в их дом молитвы. Я несколько раз ходила – мне было интересно, что же их туда привлекает?
Выяснила, что дом молитвы – большое кирпичное здание, внутри что-то вроде сельского клуба со скамейками или откидными деревянными креслами, со сценой. На сцене они поют песни, прославляющие Христа, читают стихи. Их священник в микрофон рассказывает поучительные истории, учит праведной жизни. И люди вокруг какие-то счастливые, все знают друг друга, стараются поддержать и помочь друг другу и в дом молитвы идут как на праздник – радостные, торжественные. Мне это понравилось, и всё же я не могла воспринять такую религию.
Зато мне всегда нравились католические костёлы. Там как-то всё очень по-человечески, ненавязчиво, некрикливо. Служба идёт час-полтора, не надо стоять с утра до обеда, как в православных храмах. Люди сидят на скамьях, где и молитвенник можно положить перед собой. И исповедь у католиков проходит совсем не так, как у православных. У нас зайдёшь в церковь, подойдёшь к священнику, он спросит грешна ли, - и всё, грехи тебе отпустили. Совсем недавно стало немного по-другому: священник уже спрашивает, чем согрешила. Но при этом рядом стоит куча народу и надо во всеуслышание каяться. Может, так и правильно, но ведь надо ещё решиться на такую исповедь перед всем миром. А в костёле зашёл в кабинку – и безо всякого насилия над собой обо всём рассказал ксёндзу.
Ещё я в церкви бываю нечасто, всего раз в месяц, потому что мне тяжело выстоять многочасовую службу – болят ноги. Плюс у меня диабет, а чтобы исповедаться, надо идти голодной и несколько часов ждать причастия. Иногда Господь даёт мне силы это выдержать, а иногда выхожу из храма почти без сознания.
Помню, как в 2000 году от рака умирал мой муж. Умирал в полном сознании. И вот он, бывший детдомовец, коммунист, убеждённый атеист, за несколько дней до смерти попросил привезти к нему священника. Сказал, мол нагрешил он за свою жизнь.
Я дозвонилась в храм, договорилась, что завтра утром приеду за священником. У нас ведь так: надо и привезти, и отвезти, и сумку подарков собрать. Приехала в восемь утра, вышел священник. Прости, Господи, но он был просто никакой! Где уж он так напился, не моё дело, но едва стоял на ногах и разило от него так, что в машине пришлось открыть окно. А ведь он знал, что едет к умирающему, договаривались об этом накануне. Разве так можно?
А в прошлом году умерла моя мама. Отпели, похоронили – всё, как положено. На девять дней я поехала в церковь. Панихиды были по двум умершим, и рядом со мной стояла молодая женщина, которая только что похоронила мужа. Священник молился, а певчие весело подталкивали друг дружку локтями, хихикали. Понятно, конечно, это их работа. Они привыкли видеть чужое горе и слёзы. Но мне было неприятно. А после панихиды священник держал крест, все подходили его целовать, а он в это время спрашивал у одной из певчих:
- Ну ты на рынке была? Сапоги купила? Дорогие или ещё деньги остались?
Поверьте, больше в тот храм не хожу – не могу. Слава Богу, открыли новый храм совсем рядом с домом – теперь его и посещаю. А ещё меня просто убивают тарифы на церковные услуги. У католиков по-другому: есть деньги – дай сколько можешь. Нет денег – и без них повенчают, покрестят, отпоют. У нас, если денег не даёшь и близко не подходи. Что ж прямо при входе не повесить прейскурант, чтоб знать, сколько что стоит?
Или вот ещё. У меня было соседка – молодая женщина, умница, доброе сердце. У неё много лет назад после инсульта парализовало мужа. Конечно, грех это, но сошлась она с мужчиной. И жила на два дома – готовила, стирала, убирала, подмывала больного мужа, ухаживала за ним, а потом шла к своему мужчине. Она не отказалась от мужа, не сдала его в дом инвалидов, она несла свой крест. Но вот буквально за несколько месяцев сама сгорела от рака. И наш православный священник не стал её отпевать! Она, видите ли грешница. А кто из нас не грешен? В итоге позвонили в костёл, немедленно приехал ксёндз – сам за рулём. Прямо у машины переоделся в траурные одежды, отпел её и отправил в последний путь. И денег не взял, и от сумки с «джентельменским набором» отказался.
Так что, сравниваю я церковь и костёл – и у меня сто к одному в пользу костёла. Ксёндз не имеет семьи, он весь принадлежит Богу, материально помогает своим прихожанам. Наш же священник имеет жену и кучу детей, каждому из них покупает элитное жильё, крутые иномарки. Теперь ведь в храмы ходит множество народу, и все оплачивают непомерно дорогие церковные услуги. Бабульки последние грошики из пенсии несут в церковь, по своей маме знаю. Но львиная доля этих денег уходит не на нужды церкви, даже не на роскошные шитые золотом наряды для священника, а к нему в карман на личные нужды. Может, так и надо, не знаю.
Недавно прочитала, что вторично креститься – это грех. Но если бы можно было – то крестилась бы в костёле. Как-то мне костёл роднее, ближе».
Из письма Нины Михайловны.
Нина Михайловна, здравствуйте!
Прочитал я ваше письмо, и мне стало приятно от того, что смогу ответить человеку, который, как и я, любит наш город Гродно.
Многое в вашем письме правильно подмечено, и нерадивость молодых певчих, и недостатки вашего батюшки, но поверьте мне, это от того, что вы, как я понял, чаще приходите в православный храм. Начнёте ходить в костёл, вы встретитесь с точно такими же огорчающими вас, моментами, что и в православном храме. Придёте к баптистам или пятидесятникам, всё вам будет казаться чудным, но через полгода, поверьте моему опыту, вы и в них увидите недостатки. Потому, что все мы люди, и людям свойственно грешить.
Только хочу вам заметить, вы уж мне позвольте, не грешил только один единственный человек на земле, за всю её историю, Иисус Христос. Но, если вы читаете Евангелие, то Он, как никто другой, постоянно призывает: други, не осуждайте.
Нина Михайловна, ещё один вывод напрашивается, читая ваше письмо, вы не определились в вере, и определяетесь не по тем критериям, каким необходимо. Бог ищет себе друзей не по принципу – удобно ему сидеть на службе, или стоять. Единственное, что вы должны искать в церкви – это спасение. Посидеть поглазеть по сторонам, можно и возле дома на лавочке, а в храме молятся. И в Православном храме, и в Костёле вы найдёте настоящих христиан, пообщайтесь и с теми, и с другими. Задайте им вопросы о том, как спасаться, как они ищут Бога, как они постятся и молятся. И посмотрите, есть ли в них самое главное: любовь. Не деланная внешняя елейная любовь-улыбка, она ничего не стоит, а есть ли та любовь, о которой учит Христос. И уже после этого решайтесь, вера – не перчатки, её каждые полгода не меняют.
По вашему настроению я вижу, что вы уже фактически определились перейти в Костёл, это ваше право. Но не нужно при этом так ругать православных, вы просто наслушались, что говорят обыватели о священнике, и верите слухам. Чтобы купить элитное жильё и шикарные иномарки множеству чад, не хватит никаких церковных бюджетов, поверьте мне, я сам настоятель. Я знаю множество порядочнейших отцов, окружающих меня, которые несут не просто служение, а совершают подвиг. Знал я недавно убитого за Истину и отца Даниила Сысоева, знаком и с другими, подобными ему, это вовсе не крохоборы. По поводу высоких расценок за требы. В церкви нет «расценок», есть пожертвование, взамен той десятины, которую вы и другие христиане, должны ежемесячно вносить в церковный бюджет вашего храма. Так делают и баптисты, и пятидесятники, так поступают католики и протестанты в той же Германии, например, перечисляя ежемесячный взнос от своей зарплаты. Если вы эту десятину не отдаёте, то приносите пожертвование. Хотя, при стеснённых финансовых обстоятельствах, у нас в храме, наверняка и в том же храме в Барановичах, если вы подойдёте к настоятелю, и скажете, что у вас проблемы, то вам никто не откажет в вашей просьбе помолиться.
Мы, даже если родственники по нерадению не отпевают своих близких усопших, а мы знали, что человек хотя бы тянулся к вере, к Богу, всё равно его заочно отпеваем и поминаем без всяких заявок и просьб. У нас на кладбище хоронят бомжей и неопознанных погибших, так если на человеке был крест, то мы отпеваем его без имени «Ты Сам Господи знаешь его имя».
Нина Михайловна, помогай вам Бог. На моей памяти история одной нашей бывшей прихожанки. Сперва она ходила к нам, потом ей захотелось перейти к баптистам, но совесть её стала упрекать. Тогда она начала искать причины, которые бы её извинили. Но на все её упрёки и вопросы мы находили разумные объяснения. Тогда она просто ушла. И ладно бы, если к баптистам ходила, через некоторое время узнаю, что перестала вообще куда-либо ходить молиться. Отошла от Бога и, кроме нас, ругает уже и баптистов.
Определитесь в своём выборе, уважаемая Нина Михайловна, и трудитесь Богу на одном месте, но всю жизнь, я как понял, вы человек уже не молодой, и вам нужно ценить время.
С уважением, священник Александр Дьяченко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев