92 года назад, 13 апреля 1932 года, вышло постановление «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Интересно, что идея строительства магистрали возникла еще в 1880-е годы.
С началом великой стройки обнаружилась одна из главных ее проблем: нехватка рабочих рук. В конце 1932 года прокладка БАМа была поручена особому управлению ОГПУ и велась преимущественно силами заключенных.
Предполагалось, что БАМ будет дублировать Транссибирскую железнодорожную магистраль, проложенную недалеко от границы. Толчком к строительству железной дороги послужил конфликт на Китайско-восточной железной дороге (участке Транссиба). Необходимо было построить объездную дорогу, которая была бы менее уязвимой в случае возможного военного конфликта, а также обеспечивала бы лучший доступ к месторождениям полезных ископаемых.
К 1941 году строители успели проложить в районе Комсомольска-на-Амуре так называемый «малый БАМ» — около 200 км железной дороги. В период Великой Отечественной войны путь разобрали, а рельсы отправили к Сталинграду.
К идее создания БАМа советское руководство вернулось в 1970-е годы. У этого решения было несколько причин: обострение отношений с Китаем, необходимость освоения полезных ископаемых и увеличения объема перевозки грузов с Дальнего Востока в центр страны.
На этот раз основными рабочими «стройки века» стали комсомольцы. Масштабная агитационная кампания дала свои результаты. На XVII съезде ВЛКСМ в 1974 году БАМ был объявлен Всесоюзной комсомольской стройкой, и количество молодежи, отправившейся в тайгу за романтикой, постоянно увеличивалось, составив примерно половину от всех специалистов, которые участвовали в строительстве.
Ударная стройка продолжалась следующие десять лет. 1 октября 1984 года было торжественно уложено «золотое звено», а 27 октября официально открыто движение поездов от Тайшета до Советской Гавани.
Важным этапом в дальнейшем развитии БАМа стало завершение строительства Северо-Муйского тоннеля в 2003 г.
24 апреля в Музее откроется выставка «Между прошлым и будущим. К 50-летию Байкало-Амурской магистрали», рассказывающая о масштабах строительства одной из крупнейших железных дорог в мире и её значении для развитии России.
▫️В.Б. Корецкий. Плакат. «Наш труд и наши сердца - тебе, родная партия! (БАМ)». СССР, Москва. 1976 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев