В 1873 году Николая отправили в военный поход. Императорская семья надеялась, что он сможет позабыть свою американку, но расстояние и разлука только укрепили его чувства.
Николай писал:
Когда мне исполнилось двадцать, я вдруг понял, что у меня нет семьи. Мраморный дворец стал мне ненавистен. Ладно, – решил я, – найду себе другую семью. Встретил я в то время принцессу, хотел жениться на ней, не вышло. Тогда я пустился на поиски любви, искал ее среди петербургских женщин. От поисков я заболел, и чуть не умер. Наконец, я встретил Фанни, родственную душу, и умную и любящую. Это была она, моя единственная, та, которую я искал так долго!
После того как военный поход завершился, Николай решил, что должен обвенчаться с Фанни. Она, переживая, что этот поступок им не простят, отговаривала его, но великий князь не слышал. Молодые люди планировали сыграть свадьбу в Вене, но не сложилось. Священник отказался их венчать, боясь, что его за это накажут.
Вернувшись в Петербург, великий князь купил для Фанни роскошный особняк. Ему хотелось дать ей все самое лучшее, но средств стало не хватать.
Неожиданно Николаю пришла в голову мысль, как раздобыть денег. Он пришел во дворец к матери и содрал с венчальной иконы бриллиантовый венчик.
Началось расследование и вскоре стало ясно, что кражу совершил великий князь Николай Константинович. Для императорской семьи это был шок и несмываемый позор. Все были потрясены и не понимали, как такое могло произойти. Александр II в гневе крикнул:
-Сумасшедший!
Положение было такое щекотливое, что выйти из него было сложно. Решили ухватиться за слова государя. Были приглашены врачи, которые осмотрели молодого князя и вынесли заключение, что он невменяемый, а, значит, его нужно удалить от двора.
Семейный совет постановил, что Николай должен уехать из Петербурга. Фанни Лир выслали из Российской Империи и запретили приезжать в страну. Влюбленные были навсегда разлучены.
История с воровством дорого стоила Николаю Константиновичу. Он лишился не только любимой женщины, но и своей семьи, навсегда превратившись в изгоя.
Комментарии 87
Обосновался в Ташкенте.
И вот тут начинается самое интересное, потому что, помимо бурной и запутанной личной жизни у князя была еще одна, намного более ценная - научная.
После своего изгнания Николай Константинович активно участвовал в экспедициях по Средней Азии под эгидой Русского географического общества. За это время он стал одним из лучших отечественных исследователей Средней Азии - не кабинетным теоретиком, а человеком, который лично исходил ее вдоль и поперек.
На деньги от предпринимательской деятельности он построил Ташкенту театр, замостил в городе улицы, поставил клуб, больницу для бедных, богадельню, цирк и даже публичный дом под вывеской "У бабуленьки".
Он первый завез в Среднюю Азию хлопок, закупив его семена на американском Юге. Заодно построил и хлопкоочистительные заводы, внедрив безотходный цикл переработки сырца. Всей своей последующей хлопковой и...ЕщёЗа все амурные похождения великого князя ссылали все дальше от столицы. В конце концов он оказался в Туркестане.
Обосновался в Ташкенте.
И вот тут начинается самое интересное, потому что, помимо бурной и запутанной личной жизни у князя была еще одна, намного более ценная - научная.
После своего изгнания Николай Константинович активно участвовал в экспедициях по Средней Азии под эгидой Русского географического общества. За это время он стал одним из лучших отечественных исследователей Средней Азии - не кабинетным теоретиком, а человеком, который лично исходил ее вдоль и поперек.
На деньги от предпринимательской деятельности он построил Ташкенту театр, замостил в городе улицы, поставил клуб, больницу для бедных, богадельню, цирк и даже публичный дом под вывеской "У бабуленьки".
Он первый завез в Среднюю Азию хлопок, закупив его семена на американском Юге. Заодно построил и хлопкоочистительные заводы, внедрив безотходный цикл переработки сырца. Всей своей последующей хлопковой историей этот регион целиком и полностью обязан лично князю.
А живительная для этих мест вода? За свой счет Николай Константинович построил 100-километровый оросительный канал, намереваясь ранее повернуть русло Аму-Дарьи, но так и не решившись на сумасбродную идею. И слава Б-гу!
Он же построил мыловаренный завод, открыл фотографические мастерские, бильярдные, организовал производство и продажу кваса, переработку риса, и вообще проявил себя гениальным предпринимателем. Чтобы не будоражить лишний раз своей деятельностью царственных родственников, всю эту деятельность он регистрировал на имя жены (Да, сочетался наконец и позднее семья была признсна уже Александром Третьим под фамилией Искандер).
Помнят ли сегодня жители бывшей союзной республики, тогдашнего Туркестана, все то добро, что сделано было во славу развития территорий и благоденствия народов, ее населяюших?
Фанни вспоминала в мемуарах,что скульптор накладывал гипсовую маску
на лицо,чтобы в точности воспроизвести черты ее лица.Скульптуру переслали в Петербург.
Много лет спустя,когда Николай был в изгнании,его мать во время прогулки, наткнулась на мраморную скульптуру полуобнажённой женщины с яблоком в руке. Она узнала в этой женщине Фанни Лир — возлюбленную своего старшего сына. И вскоре скульптуру, упакованную в деревянный ящик, отправили в Ташкент Николаю Константи...ЕщёДобавлю ещё одну историю одной скульптура.Во время своего второго путешествия в Европу Николай Константинович и Фанни Лир побывали в Риме на вилле Боргезе. Здесь он залюбовался знаменитой скульптурой Антонио Кановы, изображавшей Полину Боргезе, младшую сестру Наполеона, в виде обнажённой красавицы, лежащей на мраморном ложе в виде Венеры.Николай Константинович тут же заказал скульптуру Томазо Солари изготовление точной копии скульптуры, но вместо Полины Боргезе на мраморном ложе должна была лежать его возлюбленная — Фанни Лир.
Фанни вспоминала в мемуарах,что скульптор накладывал гипсовую маску
на лицо,чтобы в точности воспроизвести черты ее лица.Скульптуру переслали в Петербург.
Много лет спустя,когда Николай был в изгнании,его мать во время прогулки, наткнулась на мраморную скульптуру полуобнажённой женщины с яблоком в руке. Она узнала в этой женщине Фанни Лир — возлюбленную своего старшего сына. И вскоре скульптуру, упакованную в деревянный ящик, отправили в Ташкент Николаю Константиновичу. Позднее эта мраморная скульптура стала одним из украшений Ташкентского музея изобразительных искусств.
Скульптура Фанни Лир в виде Венеры с яблоком
(уменьшенная копия из коллекции Юсуповского дворца)