Сибирский тракт по Викуловскому району.
Строили сибирский тракт долго, более ста лет в XVIII – XIX веках. Тракт известен и под другими названиями – Большой Сибирский, Московско-Иркутский, Осьмая государственная дорога, Кандальный путь. Отсюда и путаница, головная боль для краеведов. Разное к нему отношение в народе, кто - то называет его Великим кандальным, по причине наличия на всем протяжении крестов да часовен в память о «кандальниках», кто - то великим Торговым. Несомненно одно - устроение Московско-Сибирского тракта в XVIII-XIX вв. является составной частью истории Сибири и России в целом.
В 1725 году был подписан Кяхтинский договор между Россией и Китаем, обозначивший политические и т
Викуловский район в период сибирского крестьянского восстания.
Справка: До 19 января 1918 года Викуловская волость входила в состав Тарского уезда Тобольской губернии.
19 января 1918 года по постановлению III съезда Советов крестьянских депутатов, проходящего в Омске, Акмолинская область переименована в Омскую и к ней 26 января 1918 года присоединены Тарский и Тюкалинский уезды.
18 апреля 1918 года из Тарского уезда Акмолинской области в Ишимский уезд Тобольской губернии были переведены Викуловская, Каргалинская, Озернинская волости, однако после прихода к власти Временного правительства (в Омске) был восстановлен статус - кво.
20 февраля 1919 года Постановлением Совета Министров Российского
Старообрядцы Западной Сибири. Старообрядцы на Викуловской земле.
Впервые с старообрядцами я столкнулся будучи молодым специалистом, прибывшим по распределению на работу в Томскую область. Жить на «большой земле» и жить в глубинке, где плотность населения (с учетом областного центра) 1,5 человека на один квадратный километр – бытие разное. По - большому лишенные благ цивилизации жители таежных поселков живут «с тайги». Жить «с тайги» для них дело привычное. Немногословные, светлые душой, скромные в быту, такими они запали мне в душу. Но даже таких людей старообрядцы по сей день, живущие в скитах, называют «мирскими». Посуду для приема пищи для них держат в берестяных коробах отдельно. Для свя
  • Класс
Чалдоны.
В 1483 году в Западной Сибири впервые появляются русские (если под русскими понимать, не национальность, появившуюся в России в 1932 году, а территориальную принадлежность и язык общения). Это была «судовая рать», посланная Иваном III чтобы подчинить вогульских князей. Историками династии Романовых началом проникновения русских в Сибирь считается 1581 год – поход казаков и служилых людей под предводительством Ермака. Чалдоны, которые считают себя коренными сибиряками, утверждают, что русские жили в Сибири задолго до прихода Ермака, миграция за Урал и далее на восток началась ещё во времена княжеской Руси. Таковых публикаций множество, но связаны они с Восточной Сибирью. Составляют л
Как переписали историю Викулово
То, что официальная история села была написана по источникам, взятым из интернета, у меня, на момент написания статьи сомнений не осталось. При проведении исследования по ранней истории Викуловской слободы я раз за разом наталкивался на публикации словно под копирку написанные, но без ссылки на исторический источник. Наконец источник нашел в статье Ф.М. Пашкова. Автор, ссылаясь, на так называемые, «Портфели Миллера» приводит выдержку из документа Ишимской управительской канцелярии Ишимского дистрикта : "Жители <…> скаскою показали старинных де татарских и чуцких городищ вверх и вниз по Ишиму реке они не знают. А слобода Орлово городище (ныне Викулово) звани
Заселение Абацкой степи.
 После постройки укреплений «Новой ишимской укрепительной линии» лесостепное междуречье Иртыша и Ишима так называемая Абацкая степь, оказалась в безопасности, но еще оставалась не заселенной. Сибирский тракт проходит севернее Тобольск – Викуловская - Тара. При возведении укреплений Новой линии из Омской крепости связь с Тобольском поддерживается через Петропавловскую крепость, и от нее вдоль реки Ишим на Коркину (г.Ишим) слободу и далее в Тобольск. В 1758 году командующий линией генерал Киндерман приказал дорогу от Омской крепости через Петропавловскую крепость "за великою кривизною отставить", а вместо оной учредить прямой тракт от Мельничного редута на Абацкую слоб
Завоеватели Сибири.
Основой экономического развития Тарского уезда было земледелие. Заведение пашни предусматривалось уже наказом князю А.Ф. Елецкому. Одними из пионеров хлебопашества стали служилые люди. Это обеспечивало им дополнительный источник существования, что было крайне важно для «семьянистых» казаков.
По данным историка Н.И. Никитина, тарские служилые люди в 1701 г. в 150 случаях (из 577) владели землями «исстари», в 136 – «по отводу» и «подписным челобитным», в 82 – «по поступным», в 66 – «по купчим», в 46 – «по данным», в 37 – «по закладным».
В совместном пользовании находились лишь основные угодья. На «чертеже земли Тарского города» С.У. Ремезова 1701 г. за Иртышем отмечен, в
Ишимский дистрикт.
В 1710 году на территории Приишимья проходит первая перепись населения: "... летом 1710 года по указу великого государя… и по наказу стольника и воеводы Ивана Фомича Бибикова … велено тобольскому дворянину Алексею Струнину ехать ис Тобольска в дворцовые ево великого государя … переписать дворы и в них людей мужеска и женска полу от мала и до велика. Перепись предшествовала административная реформа в результате которой руководство территорией перешло в ведение Тобольского губернатора.
В 1720 – 1723 гг. вновь потребовалась административная реформа, которая из - за «Тарского бунта» была отложена до 1749 года. Реформе предшествовала вторая перепись населения, проведенная в 1
Слобода Викуловская.
В молодости мы редко задумываемся о своих корнях, о своих предках. Как они жили, что оставили после себя на земле, чем занимались, откуда пришли и приросли к земле своими корнями. К земле, которую в последствии назовут своей малой Родиной.
Молодости свойственно больше думать о будущем и жить настоящим, торопя время, но век человеческий короток и приходит время, когда спешить уже никуда не хочется. Кто ты сам, зачем пришел на эту землю, что сделал на ней полезного - вот в чем вопрос. Нет на него ответа и нет покоя.
Не может русский человек жить вне Родины, малой Родины, места, где зарыта его пуповина. С возрастом тоска эта разъедает душу, возникает потребность объяснит
Показать ещё