10-й Пекинский Сяншаньский форум, который проходил в Пекине с 29 по 31 октября, никоим образом не был очередным рутинным экспертным мероприятием по вопросам международной безопасности. Форум собрал около 1800 экспертов по международной безопасности со всего мира, в том числе многих мужчин и женщин с большими звездами на плечах. В нем приняли участие как официальные делегации из более чем 90 стран, так и международные организации во главе с высокопоставленными представителями правительств вплоть до уровня министров обороны и начальников Генеральных штабов, а также некоторые из самых ярких независимых ученых, работающих над различными аспектами обширной повестки дня в области международной безопасности.
VK https://vk.com/globaltimesrus OK https://ok.ru/group/70000001712244 Дзен https://dzen.ru/turntotoeast Телега https://t.me/globaltimesrus Это мероприятие стало наглядной иллюстрацией широты участия Китая в международном сотрудничестве в области безопасности. По словам заместителя председателя Центрального военного совета Китая генерала Чжан Юся, который выступил с программной речью на открытии форума, сегодня Китай участвует в более чем 600 международных конвенциях.
Форум остается одной из очень немногих площадок, где вы все еще можете увидеть американского генерала, обменивающегося мнениями со своим российским коллегой, и эксперта по безопасности из Саудовской Аравии, дружески беседующего со своим коллегой из Исламской Республики Иран.
Однако не только масштаб или инклюзивность сделали форум таким выдающимся событием, но и тематические приоритеты и общая атмосфера. Большинство международных форумов, посвященных безопасности, особенно те, на которых среди участников присутствует значительное армейское начальство, как правило, концентрируют большую часть своего внимания на региональном или глобальном балансе сил. На многих форумах возможности национальных государств преподносятся как гораздо более важные, чем политические намерения. Как правило, обсуждения основаны на предположении, что материальные ресурсы перевешивают ценности и моральные соображения, и, в конце концов, жесткая сила всегда преобладает над мягкой.
Мир реальной политики - жестокое и беспощадное место, особенно для малых и средних государств. Если крупные игроки могут позволить себе подлинный суверенитет и почти неограниченную внешнеполитическую независимость, то у международных акторов меньшего размера нет другого выбора, кроме как уступать своим более сильным партнерам и союзникам, даже если такое уступание оказывается пагубным для национальных интересов и чаяний первых. Как метко выразился известный американский кинорежиссер Стэнли Кубрик, в мире балансирования сил "Великие нации всегда вели себя как гангстеры, а малые нации - как проститутки".
Можно было бы ожидать, что высокопрофессиональная группа, собравшаяся в Пекинском международном конференц-центре, сосредоточится в основном на деталях меняющегося баланса сил: подсчете боеголовок ракет, сравнении технических характеристик современных танков и бронетранспортеров, обмене мнениями об уроках, извлеченных из недавних военных конфликтов, и размышлениях о вероятной роли об искусственном интеллекте в войне будущего. Хотя все эти и многие подобные темы действительно были включены в повестку дня форума, участники говорили больше об интересах безопасности, чем о чистой силе и военном потенциале. Если бы я мог подытожить дискуссии форума одной фразой, я бы сказал, что главный вопрос мероприятия заключался в том, как найти способ перейти от баланса сил к балансу интересов как фундаменту нового глобального порядка безопасности.
Критики такого подхода, вероятно, возразили бы, что жесткая власть прочна, в то время как интересы могут быть непостоянными. Необработанную мощность легче измерить, а ее динамику легче отслеживать. Однако в истории, включая новейшую историю, есть много примеров того, как национальные государства сильно недооценивали мощь своих противников и переоценивали свои собственные возможности.
С другой стороны, если название игры в мировой политике постоянно меняет баланс сил, стремление изменить этот баланс в вашу пользу может стать непреодолимым, что приведет к ожесточенной конкуренции в области вооружений или экономической мощи. Более того, если вы чувствуете, что баланс действительно меняется в вашу пользу, у вас может возникнуть соблазн извлечь выгоду из предполагаемого изменения, спровоцировав своего противника и ожидая, что он уступит. Многие войны начинались именно потому, что противник не соглашался с расчетами другой стороны, неохотно уступал и вместо этого предпочитал эскалацию.
Конечно, баланс интересов по-прежнему остается новой концепцией, которая ожидает надлежащей концептуализации и практической реализации. Нельзя было ожидать, что 10-й Пекинский Сяншаньский форум даст подробные ответы на многие вопросы, вытекающие из этой концепции. Ни у одной из двух наций на этой планете нет идентичных интересов, эти интересы могут совпадать, накладываться друг на друга или сталкиваться друг с другом. Итак, как можно провести грань между "законными" и "нелегитимными" интересами национального государства? В чем разница между подлинно национальными интересами и интересами влиятельных групп, которые пытаются говорить от имени всей нации, но на самом деле не представляют ее? Как далеко должны зайти политические лидеры, пытаясь учесть интересы своих оппонентов, чтобы достичь устойчивого компромисса?
Картина становится еще более сложной, как только мы подходим к балансу интересов не на двустороннем, а на многостороннем уровне. Если меняющийся баланс сил в мире подразумевает переход от однополярной к многополярной системе, то попытка зафиксировать баланс интересов требует перехода от преимущественно односторонней внешней политики к подлинной многосторонности. В то время как многополярность - это то, с чем человечество сталкивалось не раз за свою долгую историю, истинная многосторонность остается в значительной степени неизведанной областью для большинства национальных государств. Это особенно верно для некоторых великих держав, у которых выработалась неприятная привычка пытаться навязать свою волю более слабым игрокам вместо того, чтобы стремиться к взаимоприемлемому балансу интересов.
Тем не менее, переход от баланса сил к балансу интересов критически важен, если человечество хочет выжить в 21 веке. Будущее принадлежит не "гангстерам" или "проституткам", оно принадлежит ответственным игрокам, готовым уважать друг друга и отлаживать тонкий баланс интересов, а не грубый баланс сил. Также важно, что эту идею продвигает Китай - нация, обладающая всеми ресурсами, необходимыми для успешной игры в старый баланс сил. Только фундаментально изменив основные парадигмы нашего мышления, мы сможем достичь общей безопасности и прочного мира - конечной цели, отраженной в теме 10-го Пекинского Сяншаньского форума.
Автор является научным руководителем Российского совета по международным делам. opinion@globaltimes.com.cn Иллюстрация: Чэнь Ся/Global Times
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев