ПЕОНЫ. Размер, который, как мы раньше думали, нам не понадобится. Мы были уверены, что пеоны и пентоны нам не нужны. Может пентоны и не понадобятся, но сталкиваемся с ПЕОНАМИ. Сначала была одна встреча с пеоном в стихе участницы, но мы приняли это за исключение и случайность. А потом... как говаривал незабвенный В. С. Черномырдин «Никогда такого не было и вот опять...» Были у нас сомнения выставлять тему о пеонах или подождать, но столкнулись с пеоном в стихе одного из наших участников. Там был порожек, но его нельзя обнаружить не зная про пеоны. Пеоны редко используются, но, чтобы вы понимали, в чём дело, если столкнётесь с ними, постарайтесь разобраться. Итак ... ПЕОН - это ЧЕТЫРЁХсложный размер, в котором ритм идёт через три слога на четвёртый. Всего пеонов четыре. Расцифровка: Пеон1 1-5-9... Пеон2 2-6-10.. Пеон3 3-7-12... Пеон4 4-8-12... Хотелось бы уточнить, что пеоны не всеми стиховедами признаются в русском стихосложении. Дело в том, что, как ни крути, а в расцифровке они всё же могут являтся хореями и ямбами. Мы можем разобрать пример из классики. Мы возьмём то, что точно знаем, является вторым пеоном: Не дУмай о секУндах свысокА. 2-6-10 НастУпит время, сАм поймешь, навЕрное,- 2-6-10 СвистЯт они, как пУли у вискА, 2-6-10 МгновЕния, мгновЕния, мгновЕния.2-6-10 То есть это второй пеон. Но ведь цифрами это и так можно записать: Не дУмай О секУндах свЫсокА. 2-4-6-8-10 НастУпит врЕмя, сАм поймЁшь, навЕрноЕ 2-4-6-8-10-12 СвистЯт онИ, как пУли У вискА, 2-4-6-8-10 МгновЕниЯ, мгновЕниЯ, мгновЕниЯ. 2-4-6-8-10-12 Получается, что он и ямбом является. Надо сказать о том, что не все признают пеон размером. Процитирую: «В русском стихосложении пеоны I и III входят в систему хореического, а пеоны II и IV — ямбического стиха. Поэтому применение пеона к русской силлабо-тонике признаётся не всеми стиховедами.» Наверное, если специалисты не могут придти к одному выводу о том, признавать ли пеон отдельным размером, то и у нас мнения могут разойтись. Но некоторые обстоятельства заставляют считать пеон отдельным размером. Возьмём строфу стихотворения "Русалка" одного из самодеятельных авторов. (До редактирования) За тихой рощей, я ловила счастье. Всё для меня, как в дивной сказке было. Я отдалась ему, сгорая в жаркой страсти... Я повторюсь - я так его любила! (После редактирования) За рощицей своё ловила счастье. Как в дивной сказке всё происходило! Ему я отдалась, сгорая страстью... Любила я его... Я так любила! Кому-то видна разница в звучании? Слова почти не изменились, рифма везде одна и та же - женская. А звучание разное потому, что пеонный ритм разный. Если допускаем пеоны, то получаем вот что: За тихой рОщей, я ловИла счастье. П4 Всё для менЯ, как в дивной скАзке было. П4 Я отдалАсь ему, сгорАя в жаркой стрАсти... П4 Я повторЮсь - я так его любИла! П4 ( Никак не сходилась по звучанию с первой строфой:                А я парней давно тащила пОд воду Из омута притягивая взглядом. Отдельного не нужно было повода, Инстинкт уже, я мщу, мне это надо.) И другое дело строфа переделанная. За рОщицей своЁ ловила счАстье. 2-6-10 П2 Как в дИвной сказке всЁ происходИло! П2 ЕмУ я отдалАсь, сгорая стрАстью...П2 ЛюбИла я егО... Я так любИла!П2 Вам не кажется, что есть отличие? Теперь примеры других пеонов. Так, как мы пеонами не пишем, то возьмём примеры из интернет-источников. Пеон1: Спите, полу|мёртвые у|вядшие цве|ты, Так и не уз|навшие рас|цвета красо|ты, Близ путей за|езженных взро|щённые. Твор|цом, Смятые не|видевшим тя|жёлым коле|сом. В час, когда все |празднуют рож|дение вес|ны, В час, когда сбы|ваются не|сбыточные| сны, Всем дано бе|зумствовать, лишь |вам одним нель|зя, Возле вас рас|кинулась за|клятая сте|зя. (Бальмонт) Пеон2 мы рассмотрели в Русалке Пеон3: Не грустИ мой /свет! Мне грУстно и /самой, Что давно я /не видала/ся с тобой, - Муж ревнивый/ не пускает/ никуда; Отвернусь лишь,так/ и он идет/ туда. А.П.Сумароков,1770 Пеон4: Пеон IV впервые встречается у Бальмонта, а в 20 веке у А.С.Кушнера: Одну минУ/точку, я что/ хотел спросить: Легко ли ГОф/ману три И/мени носИть? О, горевАть/ и уставАть/ за трех людЕй Тому, кто Эрнст/,и ТеодОр/, и АмадЕй. ... "Гофман" ****** P.S. Позже, когда тема была уже готова, попался пеон у участника группы "Опусы" Михаила Сборщика и мы решили этот пример добавить в тему: Окинув, всё вокруг загадочной улыбкой, Изящной туфелькой ступила на крыльцо, Вы были в этот миг, так грациозно гибкой, И он,смеясь,надел на палец вам кольцо. Никак не получалось понять, почему слышится ошибка в «туфелькой». Вроде всё верно по иктам. Только позже поняли, что это не ямб, а пеон и ударение должно быть туфелькОй в этом случае. Это случай, когда ямб точно не проходил. окИнув, всё вокрУг загадочнОй улыбкой, 2-6-10 изЯщной туфелькОй ступИла на крыльцО Но должно быть тУфелькой Автор Михаил Сборщик скорректировал строфу под пеон и она стала звучать хорошо. Окинув, всё вокруг загадочной улыбкой, ИЗЯЩНО И ЛЕГКО СТУПИЛИ НА КРЫЛЬЦО... Видите, как хорошо зазвучало в этом варианте?! *** Потому придётся нам и пеоны учитывать. Кажется, что пеон нам надо признать. Вот только отдельный размер он или подразмер хорея и ямба?! Пусть в этом спецы разбираются, на то они и спецы. Нам, скорее всего, надо учитывать пеоны, просто не ставить их во главу угла. Но ни кто, и ни что не может помешать желающим поэкспериментировать с пеонами. Источник: материалы в интернете.
    3 комментария
    8 классов
    О НАС И НАШЕЙ ГРУППЕ. Три года назад была создана закрытая группа, где мы учились как правильно писать стихи. Искали учебный материал в интернете и самостоятельно пытались понять правила стихосложения. Помогали друг другу, подсказывали. Экспериментировали. А потом подумали, почему бы не привлечь к этому учебному процессу и других начинающих, и уже состоявшихся поэтов. Если что-то будет непонятно, обращайтесь к нам в личку. Индивидуально с каждым будем разбирать, если что-то неясно. Присоеденяйтесь, мы уверены что тут каждый найдёт для себя что нибудь интересное и поучительное.
    5 комментариев
    44 класса
    ПО РАБОТЕ ГРУППЫ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ. На сегодняшний день у нас есть готовые темы из старых (скрытых) групп. В тех группах они недоступны для всех желающих узнать азы стихосложения. В этой группе мы будем публиковать их для всех желающих. Что мы имеем. Это перечень готовых тем. Мы их подготавливали раньше. Они опробованы на скрытых группах и дали результат. Еще раз напомню, что мы не можем сделать вас поэтами, мы можем только научить технике стихосложения. Поэт или не поэт, это от природы, а не от нас. Итак, темы, которые у нас уже готовы. Две мы прошли. Чем занимаемся дальше? + 1. ХОРЕЙ И ЯМБ https://ok.ru/group/70000001754938/topic/155245294199610 2. СТОПА В СТИХОСЛОЖЕНИИ  https://ok.ru/group/70000001754938/topic/155247568102202 3. ДАКТИЛЬ  4. АМФИБРАХИЙ  5. АНАПЕСТ  6.РАЗНОВИДНОСТИ РИФМ  7. О БАНАЛЬНОЙ РИФМЕ  8. ТОЧНАЯ И НЕТОЧНАЯ РИФМЫ  9. СИСТЕМЫ РИФМОВКИ  10. ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ, ОМОНИМИЧЕСКАЯ И КАЛАМБУРНАЯ РИФМЫ  11.ПЕОНЫ 12. Типичные ошибки начинающих поэтов.  13. СОСТАВНАЯ РИФМА  14. БРАХИКОЛОН 15. СТЯЖЕНИЕ И УСЕЧЕНИЕ СТОПЫ  16. О СЛОВАХ-ПАРАЗИТАХ  17. СПОНДЕЙ И ПИРРИХИЙ  18. Как определить стихотворный размер. Метод «Ваня» 19. Стихотворные метры. ЛОГАЭД. Ваши предложения?
    30 комментариев
    2 класса
    Здравствуй, забредший сюда! Ты хочешь писать стихи, но не умеешь? Что ж, можешь попробовать научиться этому вместе с нами. Мы не обещаем сделать поэта из каждого желающего. Но мы можем дать минимум знаний о технике стихосложения. Скажем сразу: Без знания техники стихосложения, ты не поэт. Даже, если научился рифмовать, этого мало, чтобы твой текст стал стихами. Довольно важная вещь - метр, размер! С рифмой, но без размера у тебя будет рифмованная проза. Если есть желание и не испугался, то давай попробуем?
    17 комментариев
    9 классов
537540408890

Олег Белов

  • Класс
537540408890

Олег Белов

Тропы. Эпитет. ТРОПЫ Арсенал художника широк. Для создания эффектной картины мастер пользуется множеством красок, которые наносит на бумагу, холст или сырую штукатурку, если речь идет о фреске. Он может ваять из глины или высекать сюжеты из мрамора. Главным же орудием писателя или поэта является слово. Но не следует думать, что инструментарий художника слова скуден и однообразен, ведь слова могут применять в переносном значении, служить намёком, менять окраску и интонацию в зависимости от того, где находится и с какими словами соседствует, и многое другое. В науке эти возможности используются в рамках и риторических фигур. Из словаря литературных терминов: «Троп (от греческого «tropos»
Показать ещё