Вспомним, друзья...
...Нам дороги эти
Позабыть нельзя.
«Нельзя забывать!»
Выбор эпиграфа к пресс-релизу традиционной военно-майской выставки в музейно-выставочном центре Красноармейского района Волгограда был недолгим. Поскольку открываемая выставка в МВЦ уже самим своим названием призывает «Нельзя забывать!», то буквально «на автомате» пришла на ум строчка из удивительной песни композитора Анатолия Новикова и поэта Льва Ошанина «Эх, дороги».
Поэт призывает не забывать этих невыносимо трудных, тяжёлых, залитых потом и кровью воинов, фронтовых дорог, по которым, вначале отступая, а после Сталинградской битвы перейдя в наступление шли наши деды и прадеды к Великой Победе, которую мы, их потомки, ежегодно вспоминаем в один из самых любимых праздников – 9 мая.
События войны с течением времени уходят из памяти народа. Чем дальше военные годы, тем меньше мы вспоминаем об ушедших родственниках, о происходящих на нашей земле сражениях, о подвигах сражавшихся на поле боя и стоящих на страже в тылу. Каждое новое поколение все меньше ценит вклад солдат, сражавшихся ради будущего детей и внуков. Все чаще по телевизору мы слышим о вандализме, разрушении культурных памятников. Становится обидно и стыдно за тех, кто позволяет себе глумиться над историей и втаптывать в грязь подвиги советских солдат. Утрата памяти о событиях Великой Отечественной войны может привести к духовному обнищанию человечества, к утрате тех вечных ценностей, которые формировались веками. Эту идею пропагандируют и произведения русской литературы, и, безусловно, живопись.
Известен такой случай. Вскоре после войны лектор-музыковед выступал в лагере немецких военнопленных. Он читал лекцию о советской музыке, о её гуманистической сущности и завершил выступление песней Новикова и Ошанина «Эх, дороги», которую, не переводя на немецкий язык, спел сам. И вдруг эта, весьма специфическая аудитория буквально замерла. А потом люди потянулись к платкам... Какая же могучая сила заключается в мелодии песни про дороги, про солдатские дороги, если даже вчерашних врагов она заставила задуматься об их пути, кровавом и бесславном. Задуматься — и еще и еще раз, этот путь осудить.
Можно лишь догадываться, какой была бы реакция тех же военнопленных, доведись им побывать на выставке «Нельзя забывать!». Вероятно, они бы замерли уже на пороге выставочного зала ИЗО, потому что первое, что видят входящие – это картина «Свет памяти» Геннадия Александровича Чумичёва, недавно безвременно ушедшего от нас волгоградского художника, члена Творческого Союза Художников России создателя и руководителя в творческом и семейном содружестве с супругой Ириной Валерьевной образцовой студии декоративно-прикладного искусства «Горница».
На большом холсте маслом, в манере, присущей автору, изображена лестница, ведущая от подножия до вершины Мамаева кургана – знаменитые 200 ступеней, по числу дней Сталинградской битвы. Нескончаемым потоком идут и идут по лестнице люди. А там, на вершине, взмахнув мечом, стоит она – Родина-мать, которая является одной частью триптиха «Меч Победы», объединенного … собственно, мечом. В триптих входят также «Тыл — фронту» в г. Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке.
Мамаев курган — мемориальный комплекс, который знает весь мир. Он не только о войне. Он о благодарности предкам, которые совершили Подвиг, о скорби, о памяти.
«На ковре-самолете,
На железном коне,
Дети,
Взрослые люди,
Приезжайте ко мне!
Приплывайте на лодках
К крутым берегам
И к моим одногодкам
На Мамаев курган», - приглашал туристов Александр Красильников, поэт-фронтовик.
Рядом с Родиной-матерью кисти Геннадия Чумичёва вскинула меч над головой Родина-мать кисти другого известного волгоградского художника, заслуженного работника культуры РФ, члена Союза художников России Владимира Шолоха, чьё творчество представлено на выставке «Нельзя забывать!» тремя картинами. Помимо названной «Родина-мать зовёт», в экспозиции выставки зрителей ждёт встреча с картинами В.Н. Шолоха «Опять весна на белом свете» и «Здесь сражались за Родину». Владимир Николаевич Шолох, сын фронтовиков, дошедших до Берлина, пропуская войну и всё с ней связанное через своё сердце, пишет воистину пронзительные картины.
Вот, например, основной образ картины «Опять весна на белом свете» - огромный пышный букет сирени – самого, что ни на есть, весеннего цветущего куста. Букет написан художником так вкусно, что, кажется, ощущаешь аромат, кружащий голову, и невольно начинаешь улыбаться. И, улыбаясь, читаешь до боли знакомые строки, что художник написал внизу картины:
«Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей».
Улыбка уходит с лица. Замечаешь между стихотворными строчками скромный обелиск под пятиконечной звездой, притаившийся в самом центре сиреневого букета. А вот, кажется, и журавли летят над солдатским обелиском. Да, точно, они, пролетев над пирамидкой взмывают ввысь, и растворяются где-то над весенним пышным букетом…С такими букетами мы приходим к могилам братским и родительским. Спите спокойно, мы помним. Нельзя забывать!
Белова Мария Викторовна, Елкова Татьяна Ильинична, Иванова Елена Александровна, Лаптев Юрий Борисович, Мещерякова Галина Ивановна, Полоутенков Борис Алексеевич, Самарина Ольга Николаевна, Степанчук Оксана Александровна, Человский Витол Дмитриевич, Чумичев Геннадий Александрович, Шевченко Нина Дмитриевна, Шолох Владимир Николаевич. Всего двенадцать авторов. Немногим более двух десятков картин. Кажется, что выставка небольшая. Да, по количеству работ невелика, но по смысловому наполнению, по эмоциональному воздействию эти художественные работы, словно пепел Клааса – сожжённого на костре отца Тиля Уленшпигеля – героя книги писателя Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле», стучат в наши сердца, будоража память и совесть.
Память - то единственное, кроме слов, чем мы можем выразить благодарность сражавшимся за нас. Помня о несчастьях, которые принесла война, мы доказываем, что жертвы наших людей во имя мира были не зря. Помня о войне, мы чтим память павших солдат, которые отдали свои жизни ради того, чтобы сегодня мы были счастливы. Как говорил Валентин Пикуль, «Россия способна вынести любые поражения, но побеждённой ей не бывать. И нет такой силы, чтобы сломить ратный дух русского народа».
Мы помним.
Выставка «Нельзя забывать!» работает С 4 по 17 мая 2024 года по адресу: Волгоград, ул. 50 лет Октября, 17.
#культурныйкрасноармейский #музейновыставочныйцентр
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев