Вернувшись в Россию в 1901 году, он пишет свои лучшие картины, посвященные русской природе: «Сентябрьский снег» (1903), «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (1904), «Хризантемы» (1905).
В 1910 году художник увлекается архитектурой, изучает историю искусства и пишет первую «Историю русского искусства» в шести томах.
С 1913 по 1925 годы Грабарь является директором Третьяковской галереи, занимается защитой памятников архитектуры. Трудно переоценить его вклад в дело сохранения русского христианского наследия в годы воинствующего атеизма. Грабарь инициировал создание Комиссии по реставрации памятников иконописи и живописи, которая в 1924 г. была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские.
В период 1920–1927 гг. Грабарь организовал 15 научно-художественных экспедиций, в ходе которых была обследована живопись Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Андроникова монастырей, фресок в Пскове, Новгороде, а также деревянной скульптуры Пермского края.
Полюбив зиму, он стал ее певцом. В творческом наследии живописца немало и летних, и весенних, и осенних видов, но сам он часто повторял, что ни одно из времен года не вызывало у него такого вдохновения, как зима. Одна лишь серия этюдов «День инея» насчитывает более сотни работ, посвященных зимнему убранству деревьев. Снег, лед, иней, тончайшие оттенки, «перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба» — полотна Грабаря стали новым прочтением русского пейзажа.
Всю свою жизнь Игорь Грабарь служил лишь искусству: «С детских лет до сих пор оно для меня — почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни».
Скончался Игорь Эммануилович Грабарь 16 мая 1960 года в Москве.
#16мая
Комментарии 1