Одно из первых российских органных сочинений - Фуга ля минор Михаила Глинки!
Михаил Глинка автор трёх клавирных фуг (Es-dur, a-moll, D-Dur), которые по некоторым данным сам композитор пробовал играть на органе князя Владимира Одоевского. Его знаменитый кабинетный орган был изготовлен петербургским органостроителем Г.Мельцелем и назывался в честь Баха "Себастьянон", инструмент не сохранился.
Существует также интересный нотный сборник "Музыка М. И. Глинки в зеркале органной интерпретации" - редактор и составитель Д.Дианов (Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2018)
Предлагаю вашему вниманию мою версию Фуги ля минор Михаила Глинки для органа
Глинка сильно работал. Мне очень хотелось бы описать его, каким он был в то время, так, чтоб никогда не видавшие его могли бы составить себе о нем ясное понятие. Он был очень небольшого роста, худощавый; блед...
А. Верстовский - современник Глинки. Тоже писал оперы, занимал большие административные музыкальные должности. Как они относились друг к другу? Были ли "соперниками"? Вот несколько фрагментов из книги Соломона Волкова об истории Большого театра, где он говорит о Глинке и Верстовском (аудио).