Некоторые полагают, что фильм «Птица с хрустальным оперением» (1970) безнадежно устарел. Мы с этим принципиально не согласны, так как данная лента имеет принципиальное значение для мрачного жанра в целом.
Начнем с самого очевидного. В это была дебютная работа «маэстро ужаса» Дарио Ардженто, ставшая первой частью в так называемой звериной трилогии. Вслед за «Птицей с хрустальным оперением» последовали «Кошка о девяти хвостах» (1970) и «Четыре мухи на синем бархате» (1971).
Более того, именно благодаря этому фильму кинокритики заговорили о «джалло» как совершенно самостоятельном культурном явлении, хотя и Марио Бава, стоявший у истоков этого субжанра, и Дарио Ардженто, при котором «жёлтые фильмы» достигли апогея, продолжительное время говорили лишь об итальянских триллерах.
Опять же «Птица» подтверждает давно высказанную нами мысль, что «джалло» надо выводить не из хорроров, а из нуара. В данном случае очевидна взаимосвязь с американской лентой 1958 года «Кричащая Мими».
Почему Ардженто выбрал для «итальянской адаптации» именно этот поздний нуар? Потому что в нём снималась Анита Экберг, ставшая в Италии суперзвездой. Собственно эта лента в своё время настолько вдохновила Марио Бава, что тот создал формально первый «джалло», а именно триллер «Девушка, которая слишком много знала» (1963).
Опять же стараниями «Птицы» в кино прижился невидимый злодей, носящий черные перчатки. Что по задумке должно было стать новой проекцией «Джека-Потрошителя». Не случайно, один из персонажей говорит: «Скорее всего, богатенький, из джентльменов – именно у подобных нередко возникают всякие идеи».
Кроме того «Птица» оказала воздействие на весь криминальный (в том числе советский) кинематограф. Не верите? В одной из сцен главный герой кидает пачку сигарет, дабы проверить, не является ли ловящий её левшой. Аналогичное мы можем видеть в «Свой среди чужих». А потому есть все основания утверждать, что Михалков всё-таки видел в своё время «Птицу».
Или же взять сцену надрывного кромсания двери, сопровождаемого истошными криками одной из героинь. Десять лет спустя Кубрик воспроизвел этот элемент в «Сиянии» (1980). И тот стал самой памятной сценой фильма, позже превратившись в объект для множества мемов. А ещё именно «Птица» позволяет понять, почему преступники из сериала «Утопия» носят пронзительно желтые куртки и пиджаки.
В фильме есть множество моментов, на которые критика вообще не обратила внимания. Например, мелькающие афиши фильма «Алая женщина», что дает некоторые подсказки. Или мотив Брейгеля в работах безумного художника, находящегося в «тёмном затворе», которые в итоге и стали «пусковым механизмом», вызвавшим цепь трагических событий. Подписывайтесь на группу «Нуар»
Он не устарел! Просто его неудачно пытаются переродить современники... Но это получается ,как реклама Росгосстраха на фоне советского фильма Гостья из Будущего
Японский фильм, название которого вынесено в заголовок этого материала, мы решили рекомендовать по двум причинам. Во-первых, уже раздались обывательские жалобы на погоду. Видимо, быстро забыли, как недавно мы все изнывали от жары. Во-вторых, сюжет ленты построен на весьма оригинальном использовании идеи о «петле времени».
Продолжительное время я откладывал просмотр фильма «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985), направляя в «долгий ящик» из-за его претенциозного названия. Ситуация изменились когда пришлось досконально изучать фильмографию выдающегося режиссера Уильяма Фридкина, дабы понять, когда именно в ней произошёл «сбой».
И это вовсе не писатель из фильма «Пьянь» (1987), а Бутч Штейн из кинокартины «Пуля» (1996). Несмотря на то, что лента могла бы показаться многим невзыскательной (причина этого кроется в том, что её режиссер Джульен Темпл был клипмейкером), она стала, тем не менее, «культовой вещью».
Фильм «Дело самоубийцы» (1967) снял легендарный Сидни Люмет, который кроме всего прочего обогатил наш кругозор историей про «двенадцать разгневанных мужчин» (и не только). Хотя именно в указанном случае ему досталась не самая легкая задача.
Фильм «Убить Смучи» (2002) имеет смысл посмотреть хотя бы потому, что его режиссером был Дэнни Де Витто. Он же сыграл в собственном проекте одну из второстепенных ролей, около-криминального представителя шоу-бизнеса, который любой ценой хочет «сбить с пути истинного» главного героя кинокартины.
Нео-нуар с почти что рекордным количеством звезд в эпизодах
Фильм 1991 года «Дневник убийцы» действительно славен тем, что в нём НЕглавные роли исполнило очень большое количество звездных актеров. Весьма докопчивого детектива, появляющегося в кадре на пять минут, сыграл Джеймс Белуши. Сестру потенциальной жертвы - ставшая на некоторое время брюнеткой Шэрон Стоун.
Имя великого беллетриста вынесено в заголовок далеко не случайно, так как схожесть между фильмом «Ублюцисты» («Долина живых трупов») и романом «По ком звонит колокол» вполне очевидна. Хотя было бы логичнее предположить, что указанным литературным произведением вначале был вдохновлен Мануэль Мартин Феррарес, автор «пугающей» новеллы «Ночь мертвецов 38».
Фильм «Бойня в день святого Валентина» (1967) примечателен множеством моментов. Однако самым важным является то, что именно эта картина ознаменовала собой обособление гангстерского кино как самостоятельного жанра, отпочковавшегося от казавшегося «умершим» классического нуара.
Когда несколько лет назад мне попалась на глаза кинолента «Библиотека Паскаля» (2010), то подумалось, что речь пойдет об искусствоведческом триллере в стиле «Тайны Анри Пико». Однако это подозрение было ошибочным.
Когда я планировал познакомиться с кинолентой «Агент Стрекоза» (2001), то предполагал увидеть нечто вроде «Остина Пауэрса» - незамысловатую комедию, активно спекулирующую на ретро. Однако опасения оказались излишними. Фильм был весьма качественным.
Пересмотреть фильм «Аннигиляция» (2018) мы решили потому, что продолжаем каталогизацию сумрачных кино-объектов, в частности, рассматриваем проблему маяка как мрачной локации. В этом фильме маяк не просто нечто пугающее, а прямо-таки средоточие «внешней тьмы».
Хотя и не на курьих ножках, но тоже коварная избушка
Прежде чем вы будете оценивать фильм «Вход в никуда» (2008), учтите, что это малобюджетное кино. И если перевести сумму вложений (менее 500 тысяч долларов) в количество полученных эмоций, то лента превзойдет многие иные мистические триллеры, затраты на которые измерялись числами со многими нулями.
Мы специально выжидали продолжительное время, дабы обратить внимание на некоторые аспекты кинокартины «Доктор Сон» (2019), которые укрылись от зрителей и критиков во время выхода оной на экраны. Есть вещи, в отношении которых надо соблюдать дистанцию.
Фильм 1946 года «Винтовая лестница» мы упоминали накануне в одной из публикаций, указывая как на пример одного из первых прото-слэшеров (то есть разновидности триллеров, в коей действует психопатический маньяк), который был ярким проявлением нуара, хотя и нёс в себе частицы будущих мрачных поджанров (от джалло до собственно слэшера).
Если вы посмотрите фильм «Город проклятых» (2002), то сможете предположить, что он напоминает один из эпизодов нуаро-мистических сериалов в стиле «Тринадцатого ангела» или «Святого дозора». Нельзя сказать, что в проекте есть сильное режиссерское решение, но задумка в части сценария была очень хороша.
Мы намедни вспоминали фильм 1978 года «Глаза Лоры Марс» (в некоторых переводах она всё-таки Лаура), который внезапно стал культовым явлением много лет спустя после премьеры. Причины для этого были две. Во-первых, игра актеров. Во-вторых, теория жанров.
Сомнительное призвание, хотя формально и искусство
Очень мрачный фильм «Девушка на фотографиях» (2015) напоминает анекдот про «барышню-картинку», увидев которую, знакомые её приятеля возмущены уродливой внешностью, на что им парируют: «Ну, если вы не любите Пикассо…»
Восхождение femme fatale или сводная сестра «Гонщиков»
Фильм 1994 года «Признание студентки» (в некоторых переводах «Признание женскому обществу») интересен несколькими моментами. Во-первых, его создал причастный к «Твин Пикс» и «Байкам из склепа» немецкий режиссер Ули Эдель. Хотя именно в данном случае более важно, что за несколько лет до этого он снял эротический триллер «Тело как улика», в котором главная роль досталась модной в то время Мадонне.
Фильм 2016 года «Плохая партия» ускользнул от массового российского зрителя, но должен был привлечь внимание хотя бы актерским составом: Киану Ривз, Джейсон Мамоа, Джим Керри, Джованни Рибизи. А главная роль досталась британской модели Сьюки Уотерхаус, решившей пойти по пути Кары Делевинь.
Фильм «Отель Новая Роза» стал подлинным событием на Венецианском кинофестивале 1998 года, однако в силу своей исключительной провокационности фактически не попал в прокат. Создавший его классик криминального кино Абель Феррара («Король Нью-Йорка») мог по праву считаться «певцом сомнительных заведений», что он демонстрировал на протяжении всего своего творчества: от «Города страха» до «Сказок стриптиз-клуба».
Комментарии 1
Но это получается ,как реклама Росгосстраха на фоне советского фильма Гостья из Будущего