Сразу же отметим, что фильм «Завещание профессора Доуэля» (1984) в заметной степени отличается от романа Александр Беляева «Голова доктора Доуэля» (1925), как в сюжетном, так и в стилистическом отношении.
В своё время издание с двумя фантастическими повестями: «Человек-амфибия» и «Голова профессора Доуэля» - было едва ли не самым желанным подарком для советского мальчишки. По этой причине есть те, кто фильм не принял. Мы же попытаемся беспристрастно разобраться, в чём принципиальные различия между этим двумя творениями.
Беляев создавал свой роман как в известной степени нуарное произведение, то есть проникнутое тёмными секретами, граничащими с мистикой. Не случайно, похожий сюжет мы можем обнаружить у великого мистического писателя Густава Майринка в рассказе «Экспонат».
Возможное бессмертие уже само по себе является предметом «сумрачной тайны», что невольно вызывает в памяти множество мистических триллеров: от «Сердца ангела» до «Злоумышленников». В фильме зрителю предложена иная проблема, а именно последствия обретения бессмертия. А потому надо указать на вольную американскую экранизацию – кинокартину 1962 года «Мозг, который не мог умереть»
В данном случае важен не сам факт преодоления смерти, а возможность коммерческого и в некоторых случаях даже преступного «тиражирования». Именно по этой причине советский фильм обладает определенными элементами того, что принято сейчас именовать биопанком. Показательно, что часть действующих лиц – это представители корпорации «Меркурий».
А потому вполне оправданным выглядит перенос действия из Парижа 20-ых годов в США образца середины 70-ых. На это указывает упоминания «Большого Каньона» и фраза сына профессора, Артура Доуэля о том, что там, где он был «из всех благ цивилизации был лишь напалм».
По этой причине роман и фильм несут в себе совершенно разные нравственные посылы. В литературном произведении акцент сделан на раскрытии «тайны жизни» и изобретении бессмертия. В фильме ставится вопрос о цене подобного бессмертия. Хотя в обоих случаях важна криминальная составляющая.
В романе ведется расследование смерти профессора. В кино эта линия дополнена действиями преступника «Седого», в результате чего гибнет певичка из кабаре. Весьма интересно, что актрисе Наталье Сайко в ленте пришлось примерить на себя почти сразу же три образа.
Во-первых, это указанная певичка Моника Браун. Во-вторых, это возлюбленная Артура Доуэля, который в фильме ведет негласное расследование не только обстоятельств смерти своего отца, но и таинственного исчезновения актрисы Анжелики Гай. В-третьих, это Ева, обладающая телом одной и головой другой, что в итоге приводит к рождению своего рода «гибридного организма». Подписывайтесь на группу «Нуар»
Криминальное кино ФРГ, расцвет которого пришелся на 60-ые годы, стоит несколько особняком в недрах того, что принято именовать «европейским нуаром». Это направление в кино весьма симптоматично, а потому в ближайшее время мы посвятим ему несколько публикаций.
Фильм «Яд для фей» (1986) – это не просто шедевр мрачного кино, но и отправная точка для картин, в которых дети являются как объектом, так и субъектом ужаса. Уже позже во многом под воздействием этой ленты возникли «Отражающая кожа», «Подарок Стефании», «Бумажный дом», «Страна приливов», «Комната бабочек» и т.д.
Кинематограф знает множество лент с названием «Последний урок», однако говорить мы будем о телевизионном проекте 2008 года, который хотя и не получил широкой популярности, но по ряду причин для нас представляет определенный интерес. Дело даже не в том, что создателем был Гарри Вайнер, в разной степени причастный к весьма успешным сериалам: от «Бухты Доусена» до «Вероники Марс» - а несколько по иным причинам.
Австрийский фильм «Мясник» (2008) я решился посмотреть, так как в российском сегменте интернета его не то что бы хвалили, но отзывались в целом положительно. Я же в своё время видел первую часть тетралогии, куда кроме упомянутого «Мясника» также входят «Приди, сладкая смерть», «Молчание» и «Вечная жизнь».
Фильм 1990 года «Крутой район» (в некоторых переводах «Трущобы») сейчас вспомнят разве что сугубые завсегдатаи видеосалонов, а жаль, ибо лента достойна внимания. Взять хотя бы актерский состав: ещё не очень известный Форест Уитакер, предсказуемо нехороший Джо Пантолиано и мисс криминальная изысканность Пенелопа Энн Миллер. К слову сказать, именно изучая фильмографию последней, мы впервые натолкнулись на эту кинокартину.
Рассказом о фильме «Чернее ночи» (1975) мы продолжаем повествование о творениях удивительного в своем сумрачном восприятии мира мексиканского режиссера Карлоса Энрике Табоада, чье значение для кинематографа не ограничено лишь Латинской Америкой.
Сегодня мы будем говорить о воистину культовой ленте – «Даже ветер от страха воет» (в некоторых переводах «Даже ветер может бояться»). Нам вдвойне приятно об этом рассказывать, так как мексиканские картины не слишком-то известны у нас в России. И большая часть соотечественников соотносит кино этой американской страны с сериалами, хотя указанный нами фильм высится подобно скале, оказав огромное воздействие на весь мировой кинематограф.
Японский фильм, название которого вынесено в заголовок этого материала, мы решили рекомендовать по двум причинам. Во-первых, уже раздались обывательские жалобы на погоду. Видимо, быстро забыли, как недавно мы все изнывали от жары. Во-вторых, сюжет ленты построен на весьма оригинальном использовании идеи о «петле времени».
Продолжительное время я откладывал просмотр фильма «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985), направляя в «долгий ящик» из-за его претенциозного названия. Ситуация изменились когда пришлось досконально изучать фильмографию выдающегося режиссера Уильяма Фридкина, дабы понять, когда именно в ней произошёл «сбой».
И это вовсе не писатель из фильма «Пьянь» (1987), а Бутч Штейн из кинокартины «Пуля» (1996). Несмотря на то, что лента могла бы показаться многим невзыскательной (причина этого кроется в том, что её режиссер Джульен Темпл был клипмейкером), она стала, тем не менее, «культовой вещью».
Фильм «Дело самоубийцы» (1967) снял легендарный Сидни Люмет, который кроме всего прочего обогатил наш кругозор историей про «двенадцать разгневанных мужчин» (и не только). Хотя именно в указанном случае ему досталась не самая легкая задача.
Фильм «Убить Смучи» (2002) имеет смысл посмотреть хотя бы потому, что его режиссером был Дэнни Де Витто. Он же сыграл в собственном проекте одну из второстепенных ролей, около-криминального представителя шоу-бизнеса, который любой ценой хочет «сбить с пути истинного» главного героя кинокартины.
Нео-нуар с почти что рекордным количеством звезд в эпизодах
Фильм 1991 года «Дневник убийцы» действительно славен тем, что в нём НЕглавные роли исполнило очень большое количество звездных актеров. Весьма докопчивого детектива, появляющегося в кадре на пять минут, сыграл Джеймс Белуши. Сестру потенциальной жертвы - ставшая на некоторое время брюнеткой Шэрон Стоун.
Имя великого беллетриста вынесено в заголовок далеко не случайно, так как схожесть между фильмом «Ублюцисты» («Долина живых трупов») и романом «По ком звонит колокол» вполне очевидна. Хотя было бы логичнее предположить, что указанным литературным произведением вначале был вдохновлен Мануэль Мартин Феррарес, автор «пугающей» новеллы «Ночь мертвецов 38».
Фильм «Бойня в день святого Валентина» (1967) примечателен множеством моментов. Однако самым важным является то, что именно эта картина ознаменовала собой обособление гангстерского кино как самостоятельного жанра, отпочковавшегося от казавшегося «умершим» классического нуара.
Когда несколько лет назад мне попалась на глаза кинолента «Библиотека Паскаля» (2010), то подумалось, что речь пойдет об искусствоведческом триллере в стиле «Тайны Анри Пико». Однако это подозрение было ошибочным.
Когда я планировал познакомиться с кинолентой «Агент Стрекоза» (2001), то предполагал увидеть нечто вроде «Остина Пауэрса» - незамысловатую комедию, активно спекулирующую на ретро. Однако опасения оказались излишними. Фильм был весьма качественным.
Пересмотреть фильм «Аннигиляция» (2018) мы решили потому, что продолжаем каталогизацию сумрачных кино-объектов, в частности, рассматриваем проблему маяка как мрачной локации. В этом фильме маяк не просто нечто пугающее, а прямо-таки средоточие «внешней тьмы».
Хотя и не на курьих ножках, но тоже коварная избушка
Прежде чем вы будете оценивать фильм «Вход в никуда» (2008), учтите, что это малобюджетное кино. И если перевести сумму вложений (менее 500 тысяч долларов) в количество полученных эмоций, то лента превзойдет многие иные мистические триллеры, затраты на которые измерялись числами со многими нулями.
Мы специально выжидали продолжительное время, дабы обратить внимание на некоторые аспекты кинокартины «Доктор Сон» (2019), которые укрылись от зрителей и критиков во время выхода оной на экраны. Есть вещи, в отношении которых надо соблюдать дистанцию.
Комментарии 2