Апофеоз «свинцовых семидесятых» с привкусом спагетти
На первый взгляд может показаться, что итальянский фильм «Циничный, подлый, жестокий» (1977) мало чем отличается от десятка других «полициотеско», как обычно именуют итальянские динамичные криминальные ленты со всякого рода налетчиками и прочими боевиками. Хотя нам ближе термин «еврокрайм», ибо в этих кинокартинах всё-таки преступники важнее полицейских.
Предлагаемый к просмотру фильм снял «многостаночник» Умберто Ленци, который отметился во всех сугубо итальянских поджанрах: от джалло («Семь окровавленных орхидей») до пицца-хоррора («Город зомби»). Конечно же, не обошлось без еврокрайма («Банда горбуна») и спаггети-вестерна («Пистолет для сотни могил»).
Однако именно «Циничный, полый, жестокий» позволяет проследить некоторые «генеалогические линии» итальянских субжанров. Дело в том, что сугубо итальянское кино про мафию, вопреки логике, надо выводить не из «гангстерских фильмов» как частного случая нуара, а из вестерна, что мы показывали на примере ленты «Под небом Сицилии».
В итоге возникновению еврокрайма предшествовал не нео-нуар, а спагетти-вестерны. И «Циничный, подлый, жесткий» - яркое тому подтверждение. Это не перечисление характеристик одного персонажа, а описание трех главных действующих лиц. Очень трудно не провести параллель с легендарной лентой Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой» (1966).
В данном случае сходство не ограничено лишь «титулом». Циничный полицейский, роль которого исполнил Маурицо Мерли - ярко выраженный блондин, что невольно отсылает к образу «хорошего», сыгранного Клинтом Иствудом.
Впрочем, больше всего внимания привлекает фигура бандита по прозвищу «Китаец». Тот совершил побег из тюрьмы и жаждет отомстить комиссару полиции, стараниями которого он оказался за решеткой. Одновременно он входит в дело с представителем «Коза Ностры», который носит подчеркнуто американское имя Ди Маджо (вспоминайте бейсболиста, второго мужа Мэрилин Монро).
Начало противостояния завязалось вовсе не в пользу бывшего комиссара полиции. Впрочем, устранить его помешала нелепая случайность – плохо работавшая электропроводка у него дома. По этой причине подосланные убийцы промахнулись. В итоге Леонардо Танци решает перехватить инициативу, для чего использует старую тактику: разделяй и властвуй.
А если быть предельно точным, то прием, который был описан Дэшшилом Хэмметом в его криминальном романе «Кровавая жатва». Надо посеять раздор между бандами и тогда они, устраняя друг друга, выполнят всю «грязную работу». Опять же грех не вспомнить другой фильм Леоне, а именно, «За пригоршню долларов» (1964). P.S.70-ые годы прозвали в Италии «свинцовыми» от пуль, что было в великом множестве выпущено в то время на улицах. Подписывайтесь на группу «Нуар»
Австрийский фильм «Мясник» (2008) я решился посмотреть, так как в российском сегменте интернета его не то что бы хвалили, но отзывались в целом положительно. Я же в своё время видел первую часть тетралогии, куда кроме упомянутого «Мясника» также входят «Приди, сладкая смерть», «Молчание» и «Вечная жизнь».
Фильм 1990 года «Крутой район» (в некоторых переводах «Трущобы») сейчас вспомнят разве что сугубые завсегдатаи видеосалонов, а жаль, ибо лента достойна внимания. Взять хотя бы актерский состав: ещё не очень известный Форест Уитакер, предсказуемо нехороший Джо Пантолиано и мисс криминальная изысканность Пенелопа Энн Миллер. К слову сказать, именно изучая фильмографию последней, мы впервые натолкнулись на эту кинокартину.
Рассказом о фильме «Чернее ночи» (1975) мы продолжаем повествование о творениях удивительного в своем сумрачном восприятии мира мексиканского режиссера Карлоса Энрике Табоада, чье значение для кинематографа не ограничено лишь Латинской Америкой.
Сегодня мы будем говорить о воистину культовой ленте – «Даже ветер от страха воет» (в некоторых переводах «Даже ветер может бояться»). Нам вдвойне приятно об этом рассказывать, так как мексиканские картины не слишком-то известны у нас в России. И большая часть соотечественников соотносит кино этой американской страны с сериалами, хотя указанный нами фильм высится подобно скале, оказав огромное воздействие на весь мировой кинематограф.
Японский фильм, название которого вынесено в заголовок этого материала, мы решили рекомендовать по двум причинам. Во-первых, уже раздались обывательские жалобы на погоду. Видимо, быстро забыли, как недавно мы все изнывали от жары. Во-вторых, сюжет ленты построен на весьма оригинальном использовании идеи о «петле времени».
Продолжительное время я откладывал просмотр фильма «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985), направляя в «долгий ящик» из-за его претенциозного названия. Ситуация изменились когда пришлось досконально изучать фильмографию выдающегося режиссера Уильяма Фридкина, дабы понять, когда именно в ней произошёл «сбой».
И это вовсе не писатель из фильма «Пьянь» (1987), а Бутч Штейн из кинокартины «Пуля» (1996). Несмотря на то, что лента могла бы показаться многим невзыскательной (причина этого кроется в том, что её режиссер Джульен Темпл был клипмейкером), она стала, тем не менее, «культовой вещью».
Фильм «Дело самоубийцы» (1967) снял легендарный Сидни Люмет, который кроме всего прочего обогатил наш кругозор историей про «двенадцать разгневанных мужчин» (и не только). Хотя именно в указанном случае ему досталась не самая легкая задача.
Фильм «Убить Смучи» (2002) имеет смысл посмотреть хотя бы потому, что его режиссером был Дэнни Де Витто. Он же сыграл в собственном проекте одну из второстепенных ролей, около-криминального представителя шоу-бизнеса, который любой ценой хочет «сбить с пути истинного» главного героя кинокартины.
Нео-нуар с почти что рекордным количеством звезд в эпизодах
Фильм 1991 года «Дневник убийцы» действительно славен тем, что в нём НЕглавные роли исполнило очень большое количество звездных актеров. Весьма докопчивого детектива, появляющегося в кадре на пять минут, сыграл Джеймс Белуши. Сестру потенциальной жертвы - ставшая на некоторое время брюнеткой Шэрон Стоун.
Имя великого беллетриста вынесено в заголовок далеко не случайно, так как схожесть между фильмом «Ублюцисты» («Долина живых трупов») и романом «По ком звонит колокол» вполне очевидна. Хотя было бы логичнее предположить, что указанным литературным произведением вначале был вдохновлен Мануэль Мартин Феррарес, автор «пугающей» новеллы «Ночь мертвецов 38».
Фильм «Бойня в день святого Валентина» (1967) примечателен множеством моментов. Однако самым важным является то, что именно эта картина ознаменовала собой обособление гангстерского кино как самостоятельного жанра, отпочковавшегося от казавшегося «умершим» классического нуара.
Когда несколько лет назад мне попалась на глаза кинолента «Библиотека Паскаля» (2010), то подумалось, что речь пойдет об искусствоведческом триллере в стиле «Тайны Анри Пико». Однако это подозрение было ошибочным.
Когда я планировал познакомиться с кинолентой «Агент Стрекоза» (2001), то предполагал увидеть нечто вроде «Остина Пауэрса» - незамысловатую комедию, активно спекулирующую на ретро. Однако опасения оказались излишними. Фильм был весьма качественным.
Пересмотреть фильм «Аннигиляция» (2018) мы решили потому, что продолжаем каталогизацию сумрачных кино-объектов, в частности, рассматриваем проблему маяка как мрачной локации. В этом фильме маяк не просто нечто пугающее, а прямо-таки средоточие «внешней тьмы».
Хотя и не на курьих ножках, но тоже коварная избушка
Прежде чем вы будете оценивать фильм «Вход в никуда» (2008), учтите, что это малобюджетное кино. И если перевести сумму вложений (менее 500 тысяч долларов) в количество полученных эмоций, то лента превзойдет многие иные мистические триллеры, затраты на которые измерялись числами со многими нулями.
Мы специально выжидали продолжительное время, дабы обратить внимание на некоторые аспекты кинокартины «Доктор Сон» (2019), которые укрылись от зрителей и критиков во время выхода оной на экраны. Есть вещи, в отношении которых надо соблюдать дистанцию.
Фильм 1946 года «Винтовая лестница» мы упоминали накануне в одной из публикаций, указывая как на пример одного из первых прото-слэшеров (то есть разновидности триллеров, в коей действует психопатический маньяк), который был ярким проявлением нуара, хотя и нёс в себе частицы будущих мрачных поджанров (от джалло до собственно слэшера).
Если вы посмотрите фильм «Город проклятых» (2002), то сможете предположить, что он напоминает один из эпизодов нуаро-мистических сериалов в стиле «Тринадцатого ангела» или «Святого дозора». Нельзя сказать, что в проекте есть сильное режиссерское решение, но задумка в части сценария была очень хороша.
Мы намедни вспоминали фильм 1978 года «Глаза Лоры Марс» (в некоторых переводах она всё-таки Лаура), который внезапно стал культовым явлением много лет спустя после премьеры. Причины для этого были две. Во-первых, игра актеров. Во-вторых, теория жанров.
Нет комментариев