Один из амиров русско-башкирской войны 1704—1711 г.г
Башкир из Юрматынской волости, Ногайской дороги. Летом 1706 года вместе с Алдаром Исекеев организовал посольство башкир во главе с башкирским Султаном Мурат Кучумовым в Крымское ханство и Османский Халифат для проведения переговоров о вооружённой поддержке против России.
В январе 1708 году продолжались бои также вокруг Уфы и других крепостей на территории Башкурдистана. Но основные силы восставших башкир перешли Каму и действовали на территории Казанского уезда. Первым в начале января 1708 г. перебрался за Каму Кусюм во главе 2000 башкир и осадил Елабугу. После захвата села Чистое поле Каму перешли 3000 человек под руководством муллы Исмаила.
Затем перебрались за Каму отряды восставших во главе с Алдаром Исекеевым. Вместе с Алдаром находился Хази Аккускаров. В ходе войны Хази Аккускаров был провозглашён башкирским ханом.
Как мы знаем башкиры в то время принципиально относились к вопросам религии и земли, которые были условиями принятия Московского подданства башкир Казанского ханства. Земля для башкир должна была иметь всегда независимость от Московии, а религия ислам была важна и нужна в то время тем, что она была политическим руководством в правление и законом для регулирования государственных и общественных дел в Башкирии.
В этот раз война против русских колонизаторов началось с указа, который был объявлен русскими чиновниками А. Жихаревым и М. Доховым в августе 1704 года. Этот указ был зачитан на йыйыне (собрание башкирских родов).
В указе говорилось о введении 72 новых налогов, в том числе на мечети, мулл и на каждого приходящего в мечеть.Мечеть для башкир (как то естественно в мусульманском обществе) было не просто молитвенным домом но и правительственным учреждением. В указе также требовалось строить мечети только по образцу христианских храмов, устраивать кладбища рядом с мечетями, фиксировать заключение браков и смерть прихожан муллам только в присутствии русского священника, и прекратить решать политические вопросы без присутствия русских чиновников.
Одним словом правление полностью переходила в руки христианского правления Московии.
Башкиры будучи мусульманами руководствующимися Кораном понимали, что религия ислам запрещает им жить под правлением и руководством неверных, поэтому не могли терпеть такое унижение и принуждение к греху. Война была единственным методом противостоять оккупационным силам Московии, что бы остановить вмешательство во внутреннею политику Башкирии.
В феврале 1709 года в Юрматынской волости башкиры собрались на йыйын, где они присягнули на Священном Коране хану Хази и поклялись Аллахом продолжить борьбу. А.-З. Валиди уточняет, что йыйын проходил на реке Сиказя, впадающей в Зиган, на традиционном месте народных съездов, получившем название «мечеть Хази».
В 1708 году сражавшийся башкиры под предводительством амира Алдара Исекеева вместе с Хази Аккускаровым сражались против армии воеводы князя П. И. Хованского в Казанском уезде. Вот что об этом рассказал на допросе в феврале 1708 года пленённый участник восстания Буляк Акбулатов:
«…И положили Салтан-Хазя з башкирцы, чтоб им ворам башкирцам и Казанского уезда татаром руских людей всех прирубить, и всех уездов иноверцев возмутить и к воровству своему соединить и иттить под Казань всеми людьми. И взяв де Казань, тому вору Салтану-Хазю быть в Казани…»
Так башкиры избирали себе правителей -ханов- и не подчинялись русско-христианской власти. Каждый раз когда колониальный режим кремля пытался заставить народы Идель Урала жить по законам тагута башкирский народ поднимался на войну, ибо идеология ислама и её законы были священны для башкир, а земля была неприкосновенной для неверных.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3