Самолёт Ту-155 совершил первый полёт 35 лет назад, 15 апреля 1988 года.
Это была одна из глобальных программ в СССР по замене углеводородного топлива альтернативным и экологически чистым.
Интерес к применению водорода в качестве топлива в авиации возник в середине 50-х годов прошлого века, когда в ЦИАМ была выпущена научно-техническая справка с аргументацией замены керосина на водород.
Ту-155 с одним из двигателей, работающем на криогенном топливе, прошёл обширный комплекс испытаний, в ходе которых установлено 14 мировых рекордов, совершён международный перелёт по маршруту Москва — Братислава — Ницца — Ганновер — Москва.
Общая наработка водородного двигателя НК-88 и НК-89, работающего на сжиженном природном газе, в составе летающей лаборатории Ту-155 превысила 145 часов.
По итогам огромной работы создателей летающей лаборатории Ту-155 выпущен в виде книги обобщающий труд «Внимание, газы. Криогенное топливо для авиации».
Эпиграф к книге принадлежит Зинаиде Гиппиус "Ничто не сбывается. А я верю. Везде разрушения. А я надеюсь".
Создание и лётные испытания экспериментального самолёта Ту-155 обогатили советскую науку. Был приобретен опыт проектирования систем, работающих на криогенных топливах, накоплен опыт в разработке технологических процессов изготовления таких систем, удалось освоить новое оборудование и новые технологические процессы.
Экипаж самолёта Ту-155 после полного завершения цикла испытаний на жидком водороде - сверху вниз:
бортинженер-испытатель Кремлев Юрий Михайлович; командир -
заслуженный лётчик-испытатель Севанакаев Владимир Андреевич;
ведущий инженер-испытатель Архипов Валерий Владимирович;
бортинженер-испытатель Криулин Анатолий Александрович; второй пилот -
заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Талалакин Андрей Иванович.
Комментарии 1