Согласно записи в лётной книжке Косякова, в этот день он выполнил для ознакомления киногруппы с вертолётом три полёта. Один из них — с «Москвичом» на подвеске. Автомобиль вёл себя в полёте покорно: не вращался и не раскачивался. Перед его подъёмом в воздух Косяков спросил у Гайдая: «А если я его уроню?» На лице режиссера не дрогнул ни один мускул: «Ну что ж, спишем». «Мосфильм» купил легковушку у завода всего за 1.600 рублей — по цене для госучреждений, а розничная — для народа — была значительно выше: 5000 рублей. Но даже по этой космической для простого советского человека цене покупка автомобиля была несбыточной мечтой, и тем более в экспортном варианте! После окончания съёмок вертолётчики всем экипажем уговаривали Гайдая продать им легковушку. Но тот только руками разводил: «Не положено — реквизит…» Кстати, в состав киносъёмочного экипажа Косякова входили: лётчик‑штурман капитан Эдуард Кузнецов (впоследствии стал лётчиком‑испытателем, полковником, после увольнения в запас жил в Украине), борттехник старший лейтенант Михаил Овчинников (после службы жил в Брянске).
Съёмка была назначена на 4 и 5 сентября. Место выбрал сам Гайдай: участок дороги после поворота с шоссе Москва — Минск на город Гагарин. Время встречи участников киносъёмки было назначено на 10 часов 4 сентября. Киногруппа, чтобы успеть вовремя, выехала из Москвы в 4 часа утра. При подлёте к повороту на Гагарин Косяков увидел два автобуса и легковые машины, среди которых сразу же узнал своего «артиста» — красный «Москвич». Выбрал ближайшую полянку и сел. Тогда все было просто: решение, где садиться, принимал командир вертолёта без особых согласований.
После посадки быстро все перезнакомились — и за дело. Обстановка была по‑настоящему гайдаевской: все работали весело, непринужденно, творчески. Не отставали и военные. Достали из машины куклу‑копию Никулина: не отличить от живого! По сценарию ее нужно было выбросить из багажника «Москвича». Пока готовили багажник, вертолётчики Кузнецов и Овчинников в шутку положили бедного «Никулина» под автобус. Реакция проезжающих по шоссе водителей была ожидаемой: человека задавили! Вскоре с ближайшего поста ГАИ с сиреной и мигалкой примчались милиционеры, а из Гагарина — санитарная машина. Быстро разобрались, что к чему, и вместе с Гайдаем от души посмеялись.
Перед началом работы Леонид Гайдай с оператором‑постановщиком Игорем Черных, прихватив с собой Косякова, поехали на том самом «Москвиче» выбирать место съёмки. Право окончательного решения оставили за командиром вертолёта. Виктор Дмитриевич выбрал лесную дорогу, рядом с которой была большая поляна, пригодная для взлётов и посадок.
Запись в лётной книжке Косякова гласит, что 4 сентября он выполнил восемь полётов с «Москвичом», налетав при этом один час сорок минут. На военном языке это звучит так: «Упражнение № 43 Курса боевой подготовки вертолётчиков 1967 года: тренировочный полёт с грузом на внешней подвеске». Очень трудно далась съемка, когда из багажника падает кукла Никулина. Пришлось делать несколько дублей: «Никулин» выпадал не всегда. В багажнике были натянуты специальные амортизаторы, а открывался он тонким тросиком, который дёргали из кабины.
Нет комментариев