Тайна беззакония / архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Два откровения 1909 года
По благословени Высокопреосвященнейшего Евсевия, митрополита Псковского и Великолукского Свято-Успенской Псково-Печерской обители священноархимандрита
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
В свое время руководитель издательства «Правило веры» получил от своего духовника, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), старца ПсковоПечерского монастыря, письмо, которым начинается данная книга.
Дорогой о Господе Михаил Александрович!
Четвертый день как живу я жизнью уединенной, где только небо и земля вещают о дивных делах Божиих. Но это уединение не только не устранило дум о том, что происходит в мире и с людьми, но как бы еще ярче увиделось на фоне послушной воле Божией и умиротворенной Им природы безобразие человеческой драмы, где сценаристом была и есть сила богоборческая, сила вражия.
И вот здесь ныне прозвучало настоятельное требование опубликовать для омраченного, ослепленного человечества два видения – откровения, явившиеся одновременно на Руси, но до сего дня оставшиеся незамеченными, неосмысленными.
И хоть мало надежды, что нынче они смогут быть восприняты по достоинству, но все же хочется еще и еще раз обратить на них внимание уже совсем погибающей Руси. Не услышат ли ныне, не поймут ли теперь, когда вся страшная программа уже осуществлена до конца, что единственное может послужить к нашему спасению.
Дорогой мой, потрудитесь совместно с N, найдите подлинные издания в московских библиотеках и хранилищах и дайте России их в репринтных изданиях вместе, в одной книжице-брошюре и с соответствующим предисловием-комментарием. Сделайте издание по возможности дешевым, чтобы многие могли приобрести его.
Эта книжка даст каждому читающему разумение всего происходящего и наметит единственный путь к возрождению в жизнь.
Потрудитесь, дорогие мои, нельзя спокойно смотреть на агонию Руси.
С любовию о Христе ваш недостойный богомолец.
А издания таковы:
Н. П. Рышковский «Шествие разрушителя», бесплатное приложение к журналу «Путь жизни», Зарайск, издание 1909 г.
Журнал «Руководство для сельских пастырей», 1909 г. Пасхальный рассказ «Не может быть».
В наше же время, когда слово «кризис» прочно вошло в понятие современной жизни, а страх и предчувствие грядущих катастроф охватили всех живущих на земле, людям необходимо вернуться к истинному смыслу происходящего: не будем забывать, что в переводе с греческого слово «кризис» – суд, а в духовном понимании речь идет о суде Божием. Явление это тесно связано с тем, как мы живем и что для нас является истинной ценностью.
И вновь для нас звучит тихий голос отца Иоанна: «Запомни и уясни волю Божию – «Сыне, даждь Ми твое сердце», вот зачем следить то надо неусыпно со всем чаянием – кому мы служим, чем живем».
Голос батюшки звучит уже из вечности: «И помня, что сила борителя крепка, а наша сила немощна, смиренно припадем верой к Тому, Чья сила сильнее всякой другой. Господи, имя Тебе – Сила, подкрепи же нас всех, изнемогающих и падающих. Аминь».
Комментарии 266
В том, что «молитва рождается от любви», и вся тайна и все объяснение молитвы. Можно прочитывать множество акафистов и тысячи раз перебирать за день четки, но, не имея любви, т.е. скорби о людях, еще не начать молиться. И так «не начать» можно всю жизнь. Поэтому Антоний Великий говорил: «Возлюбим скорбь, чтобы приобрести Бога». Он не говорил: «будем искать скорбь», но возлюбим ее, потому что, хотим мы этого или нет, — она есть чаша, подносимая нам Христом, и в этой чаше мы приобщаемся молитве.
Вне же скорби о людях мы имеем еще не молитву, но только «исполнение правила». И исполнение правила хорошо и необходимо, но только тогда, когда знаешь, что это только средство, а не цель т.е. оно понимается как только кнут для ленивого раба.
И четки (т. е. «счетки») тоже только «погоняло» для тварей, находящихся под тенью первородного греха. Никак нельзя ждать для молитвы какого–то особенного молитвенного «настроения». Надо брать кнут своего правила и г
...ЕщёВ том, что «молитва рождается от любви», и вся тайна и все объяснение молитвы. Можно прочитывать множество акафистов и тысячи раз перебирать за день четки, но, не имея любви, т.е. скорби о людях, еще не начать молиться. И так «не начать» можно всю жизнь. Поэтому Антоний Великий говорил: «Возлюбим скорбь, чтобы приобрести Бога». Он не говорил: «будем искать скорбь», но возлюбим ее, потому что, хотим мы этого или нет, — она есть чаша, подносимая нам Христом, и в этой чаше мы приобщаемся молитве.
Вне же скорби о людях мы имеем еще не молитву, но только «исполнение правила». И исполнение правила хорошо и необходимо, но только тогда, когда знаешь, что это только средство, а не цель т.е. оно понимается как только кнут для ленивого раба.
И четки (т. е. «счетки») тоже только «погоняло» для тварей, находящихся под тенью первородного греха. Никак нельзя ждать для молитвы какого–то особенного молитвенного «настроения». Надо брать кнут своего правила и грубо гнать себя им на молитву. Но зачем же хвалиться кнутом? Кнут надо скрывать, как нечто весьма несовершенное. Сидит человек на берегу и удит рыбу. Все тихо и благополучно, все по рыболовному уставу, красивый поплавок покачивается на воде. А не знает человек, что крючка внизу нет, и поплавок поэтому только одна «химера», и все его ужение — одна фикция. Таким благополучным поплавком бывает для некоторых их молитвенное правило. Только на крючке страдания выуживается любовь.
Из книги С.И. Фуделя «У стен Церкви»
В храме, в который ходила матушка Смарагда, был неверующий священник. Матушка Смарагда это знала, тяготилась, но деваться было некуда. Так вот, на исповедь к этому священнику она ходила так: сначала исповедовалась одна у себя в келье пред иконой св. Спиридона Тримифунтского, которого особенно чтила, а затем шла в храм на исповедь явную. Явная была необходима как открытый подвиг смирения и урок всем о недопустимости раскола. Как–то к случаю она рассказывала близкой душе: после одной такой двойной исповеди она увидела во сне, что стоит на клиросе, кто–то раздает всем по цветку, а ей дает два со словами: «Это тебе за две исповеди».
Из книги С.И. Фуделя «У стен Церкви»
Современная городская жизнь как бы вытесняет молитвенное правило, совершаемое долгое время, и кажется, что дело здесь не только во враждебности жизни и молитвы. Даже верующей семье трудно огородить в ускоренном потоке времени какой–то час покоя, и даже в такой семье трудно открыто молиться. Точно этой одинокой долготой нарушается что–то более нужное для этой современной пустыни. Поэтому каждому, если его жизнь тесно связана с жизнью других, надо знать краткое молитвенное правило, завещанное преп. Серафимом Саровским, учителем современного христианства: «Отче наш», «Богородице», по три раза и Верую один раз: это совершить утром, а затем, как сказано в этом правиле, идти на свою работу и по своим делам, непрестанно взывая про себя Богу с краткой молитвой.
Епископ Феофан Затворник учил, что краткой утренней молитвой может быть любая, например, «Боже, в помощь мою вонми» или «Господи помилуй».
Смысл нового молитвенного правила в краткости его у себя дома и в неп...ЕщёСовременная городская жизнь как бы вытесняет молитвенное правило, совершаемое долгое время, и кажется, что дело здесь не только во враждебности жизни и молитвы. Даже верующей семье трудно огородить в ускоренном потоке времени какой–то час покоя, и даже в такой семье трудно открыто молиться. Точно этой одинокой долготой нарушается что–то более нужное для этой современной пустыни. Поэтому каждому, если его жизнь тесно связана с жизнью других, надо знать краткое молитвенное правило, завещанное преп. Серафимом Саровским, учителем современного христианства: «Отче наш», «Богородице», по три раза и Верую один раз: это совершить утром, а затем, как сказано в этом правиле, идти на свою работу и по своим делам, непрестанно взывая про себя Богу с краткой молитвой.
Епископ Феофан Затворник учил, что краткой утренней молитвой может быть любая, например, «Боже, в помощь мою вонми» или «Господи помилуй».
Смысл нового молитвенного правила в краткости его у себя дома и в непрестанности его среди людей, на работе. Из своего угла надо идти к людям, но идти с молитвой.Из книги С.И. Фуделя «У стен Церкви»
...можно числиться в Церкви, не веря в нее, можно считать себя православным, не зная Христа, можно верить в посты и в панихиду и не верить в загробную жизнь и в любовь. С. И. Фудель Воспоминания
1
Надо отвергать лютеранство, а не лютеран, папство, а не католиков. Существует oтолько одна-единственная Церковь, православная Церковь, но ее незримые связи с христианами Запада, в частности с лютеранами, нам непостижимы, а они действительно существуют, и мы знаем, что на Западе есть христиане, гораздо более находящиеся в Церкви, чем многие из нас. С. И. Фундель ВоспоминанияОднажды яспросила его (о. Александра Шмемана): «Кто мой ближний?» И он ответил: «Это очень просто.Ближний — тот, кто находится в твоем поле зрения сейчас, в этот момент».
из воспоминаний жены о. Александра, Юлиании Шмеман
Я разделяю старый баптистский тезис, что власть может развращаться, и что абсолютнаявласть развращается абсолютно — хотя ни один православный епископ не имеетабсолютной власти. Но верно и обратное: независимость развращается и абсолютнаянезависимость развращается абсолютно. Ибо такая независимость стимулируетустановление абсолютной власти — абсолютной власти в руках каждого индивидуума.
Питер Гиллквист "Возвращение домой: от протестантизма к Православию"
Подобно всем лжеучителям в истории, Арий для подтверждения своего мнения имел множество библейских цитат с собственным толкованием. Питер Гиллквист "Возвращение домой: от протестантизма к Православию".
Своим духовным чадам заповедала (блаженная старица Ольга Васильевна) читать 500 Иисусовых молитв (по Вааламскому Уставу) и 150 раз Богородичное правило (по Дивеевскому Уставу), которое обнимает собою всю жизнь Матери, разделенное на 15 ступеней по важнейшим событиям в Ее жизни. По откровению Божьей Матери, исполнение его важнее акафистов, и те, кто исполняют его, бывают под особым покровом Царицы Небесной.
Из книги "Блаженные Санкт-Петербурга" Блаженная старица Ольга Васильевна (Богданова-Бари)
Когда я написала заметку, которую правильней назвать воплем, – «Улица для проходящих».Речь в ней идет о том, что часто встает выбор между правдой и милостью, и почти все верующие, как по рефлексу, советуют выбрать правду. Собственно, советуют они жесткость, поскольку насчет правды мы, люди, очень часто ошибаемся, что можно узнать если не из жизни, то хотя бы из притчи о плевелах и вообще из Евангелия.
Наталья Трауберг "Сама жизнь" (для тех, кто не знает, Наталья Трауберг - знаменитая переводчица, в том числе и христианской литературы. В частности, она переводила Честертона и Клайва Льюиса. "Сама жизнь" - книга ее воспоминаний и размышлений)
Подозрение к смеху основано на том, что он бывает бесовским. Это – глумление,когда довольны тем, что другому очень плохо. Помните, как часто в Евангелииговорится о «ниже» и «выше». Вот и здесь: бесовский смех опускает человека(зверя, растение, предмет), ангельский – возвышает, радуя и перенося в райскийслой бытия. Этот мир считает умным того, кто умеет опускать, играет напонижение...
Наталья Трауберг "Сама жизнь"
После смерти любимой жены Клайв Льюис записывал свое состояние в тетрадь, чтобы как-то облегчить невыносимые страдания. Позже по этим заметкам им было написанно эссе "Боль утраты". Возможно, оно станет утешением для тех, хто потерял близких, и уж точно заставит по-новому взглянуть на страдания. Льюис предельно честен, даже безжалостен к себе. Его мысль похожа на скальпель хирурга.
Мучения неизбежны. Если они бессмысленны, значит нет никакого Бога, а если Он есть, то Он злой. Но если Бог есть и он справедлив, значит пытки необходимы. Потому что никакое хотя бы мало-мальски порядочное существо не допустило бы ненужных страданий.
Может быть,как раз тогда, когда ваша душа вопит о помощи, Бог не может дать ее вам? Так жекак тонущему трудно помочь, если он барахтается и хватается за все подряд.Может быть, вы оглохли от своих собственных воплей и поэтому не слышите голоса,который жаждете услышать?
Сдругой стороны, «стучи, да отверзнется». Но «стучать» не значит барабанить ипинать двери ногами, как безумный. И еще: «Воздастся тому, кто имеет». Преждевсего, нужно обладать способностью получать. Если у вас нет этого умения, тоникто, даже самое могущественное существо, не сможет вам ничего дать. Можетбыть, именно страстность вашего желания временно разрушает вашу способность получать.К. Льюис "Боль утраты"
Когда я задаю все эти вопросы Богу, я не получаю ответа. Но это не прежнее «Ответа небудет!». Это не захлопнутая перед носом дверь. Скорее, это спокойный, явно без всякого сочувствия, взгляд. Как будто Он покачал головой не в знак отказа, а как бы не желая обсуждать вопрос. Как бы говоря: «Успокойся, дитя мое, ты не понимаешь». Может ли смертный задавать Богу вопросы, на которые Он не считает нужным отвечать? И очень даже просто, думаю я. Бессмысленные вопросы не требуют ответа. Сколько часов в одной миле? Желтый цвет круглый или квадратный? Боюсь,что добрая половина наших великих теологических и метафизических проблем подобна этим вопросам.
К Льюис "Боль утраты".
Мы все рады бы иметь сердце чуткое и радостное, но нам страшно бывает, чтобы сердце наше осталось чутким, когда платишь за эту чуткость болью, которую иначе можно было бы не испытывать. И вот тут нужно очень много мужества, очень много решительности, чтобы сказать: пусть мое сердце, коль это будет нужно, раздирается болью, но я его не закрою, я его не защищу…
Антоний Сурожский Итоги жизни
Святой Варсонофий Великий говорит, что если кто-либо, пересматривая свою жизнь, может так покаяться, чтобы сказать: это стало для меня невозможным, — то он может быть уверен, что это прощено. Но пока это остается для нас возможным,пока, повторись те же обстоятельства, мы могли бы поступить так же уродливо,как однажды поступили, мы не можем рассчитывать на полное примирение с Богом,потому что в нас остается корень непримиренности с Ним...
Антоний Сурожский Итоги жизни
"Он стал выращивать цветы, прикасаясь к тому, чтонеподвластно злой человеческой воле.
Возле нового жилья появился клочок возделанной его рукамиземли. А творческий Божий гений на глазах начал созидать жизнь во всей ее силеи красе. «Цветы растут во славу Божию и нам на утешение. Заниматься ихразведением доставляет огромное удовольствие. Они о многом напоминают. Ожидаемсолнышка с надеждой, что лучи его обогреют и людей, и цветы для прославленияТворца», –
пишет он в весенних письмах. Эта его безмолвная «цветочная»проповедь собирала к нему и к грядке лагерных прихожан.
Божий инок. Житие Иоанна (Крестьянкина)
Когда наши сестры были на Цейлоне, один министр сказал мне нечто странное: "Вы знаете, мать, я люблю Христа, но ненавижу христиан". Я спросила его : "Как такое возможно?" Он ответил: "Потому что христиане не дают нам Христа. Они не живут настоящей христианской жизнью". Когда-то Ганди сказал примерно то же самое: "Если бы христиане жили по-христиански, в Индии не осталось бы ни одного индуиста". разве это не правда? Любовь Христа должна побуждать нас отдавать себя без остатка.
Мать Тереза "Нет большей любви"