Фрида Кало — мексиканская художница известная своими автопортретами. Ни на одной из своих работ она не улыбается. Она всегда серьезная, немного грустная, с густыми бровями и пронзительным взглядом черных глаз.
Ее картины — отражение себя самой. Всю жизнь она рисовала, любила, веселилась, переживала, превозмогая сильнейшую физическую боль. Но, не смотря ни на что, у нее было сильное желание жить.
В детстве Фрида переболела полиомиелитом, который привел к атрофии мышц правой ноги. Дети дразнили ее «Frida Kahlo pata de palo» («Фрида Кало — деревянная нога»). В 18 лет пережила автокатастрофу, когда автобус, на котором она ехала из школы, столкнулся с трамваем. Металлический прут, служивший поручнем, проткнул Фриду насквозь, сломав несколько ребер и ключицу, раздробив кости таза и сместив несколько позвонков. Удар был таким сильным, что сорвал с нее одежду. Фрида вспоминала, что в тот момент не чувствовала боли и думала лишь о том, что потеряла игрушку, которую купила несколькими часами ранее. У одного из пассажиров был пакет с золотым порошком, который облепил ее обнаженное тело, смешавшись с кровью.
Несмотря на постоянный прием сильнодействующих лекарств (нередко в комбинации с алкоголем), хроническая боль преследовала художницу всю жизнь. «Я бы сказала, что Кало — художник боли. Ее образ тела, пронзенного стрелами, — блестящая транспозиция религиозного образа святого Себастьяна, простреленного стрелами за отказ отречься от своей веры, к самой себе, заключенной в стальной бандаж после операции на позвоночнике»
Чтобы восстановиться после полиомиелита, Фрида занималась боксом и футболом — не самыми типичными для девушки 1920-х видами спорта. Едва выжив в страшной аварии, она стремилась как можно скорее вернуться к обычной жизни.
Из-за повреждения органов малого таза Фрида не могла иметь детей. Из-за перелома позвоночника была вынуждена со временем пересесть в инвалидное кресло. Из-за последствий полиомиелита в конце концов потеряла ногу. Всего за свою жизнь она перенесла 22 хирургических вмешательства. Ее дневник хранит имена многочисленных врачей: «Благодарю доктора Рамона Парреса, благодарю доктора Глускера, благодарю доктора Фарилла, благодарю доктора Поло…
Фрида тяжело переживала ампутацию. В ее дневнике сохранилась запись: «Они хотят задеть мою гордость, отрезав ногу… (чертовка, в конце концов получила то, что хотела). Я же говорила, что долгое время считала себя неполноценной, но какого хрена всем остальным тоже нужно об этом знать? Теперь моя раздробленность будет очевидна для всех…». Но после операции она заказала протез с ярким красным ботинком, украшенным в китайском стиле, словно назло ноге-«чертовке».
Кроме того, почти всю жизнь Фриде приходилось носить гипсовые корсеты и всевозможные бандажи. Они были символом ее физической немощи, но одновременно и ее броней. На рисунке «Внешность может быть обманчивой» она изображает корсет, но прячет его под платьем. На картине «Сломанная колонна» уже делает его центральной деталью, каркасом, поддерживающим перебитый позвоночник. Наконец, и сами корсеты превращались в произведения искусства — Фрида украшала их аппликацией и росписью.
В 1929 году Фрида Кало вышла замуж за самого известного в то время мексиканского художника Диего Риверу. Ему было 43 года, ей — 22.
У супругов была довольно бурная семейная жизнь — они несколько раз разводились, постоянно выясняли отношения. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна— когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».
Их отношения поначалу укладывались в стереотип «художник и его муза»: Фрида вела домашнее хозяйство, приносила обеды туда, где работал Диего, сопровождала в поездках; он изображал ее на своих фресках. Но именно муж убедил Фриду всерьез заняться искусством. Под его же влиянием она начала экспериментировать с одеждой.
Не только Диего изменял Фриде. Уже состоя в браке, художница в течение 10 лет поддерживала отношения с Николасом Мураем — фотографом и спортсменом-фехтовальщиком венгерского происхождения. Именно он сделал самые известные фотопортреты Фриды, сохранив ее яркие наряды на цветной пленке.
Другой известный роман Фриды — со Львом Троцким, который приехал в Мексику в 1937 году и некоторое время гостил у них с Диего. Фриду не смущало присутствие жены Троцкого, Натальи Седовой, которая осталась в их доме даже когда уязвленный Диего попросил революционера съехать. В подарок бывшему гостю и любовнику художница написала автопортрет, на котором она держит букет цветов и записку: «Льву Троцкому, со всей моей любовью, я посвящаю эту картину 7 ноября (День Октябрьской революции.
Оба постоянно заводили романы на стороне, но после того как любовницей Диего стала младшая сестра Фриды, художница целый год ничего не писала. Через несколько лет начался болезненный бракоразводный процесс. Одна из самых известных работ этого периода — «Несколько небольших уколов». Фрида прочитала в газете заметку о мужчине, который зарезал жену, а затем оправдывался, что всего-то несколько раз ее пырнул. Изображая место преступления, залитое кровью, художница словно говорила: меня тоже как будто «всего лишь» ударили ножом.
Одна из самых известных таких картин — «Две Фриды», написанная вскоре после развода. На нем справа — Фрида в костюме теуаны, времен брака с Диего; слева — Фрида в более традиционном платье, уже после разрыва и с разбитым сердцем.
Фрида Кало была достаточно раскрепощенной женщиной — она много сквернословила, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки. Кстати, она была одной из первых мексиканских женщин, которые стали носить брюки.
Вынужденно оставаясь бесплодной, Фрида раз за разом обращалась к теме корней и плодов в своих картинах. Она изображала себя лежащей на поле и опутанной ростками, которые буквально прорастают через нее. Выписывала свое семейное древо — ее интересовало собственное «гибридное» происхождение от брака мексиканки и немца. Символику плодородия можно найти и в ее натюрмортах, на которых с ботанической точностью выписаны переплетающиеся растения, сочные фрукты и экзотические цветы.
Со времен «качучас» Фрида интересовалась политикой и даже с Диего Риверой сошлась в том числе и на почве коммунистических взглядов.
Политические мотивы можно разглядеть во многих ее работах, причем они нередко переплетаются с личными. Например, на картине «Марксизм больным даст здоровье» гигантские руки, словно действующие по указанию лика Карла Маркса, не только душат американский капитализм, но и избавляют Фриду от корсета и костылей. А «Автопортрет на границе между Мексикой и США», написанный во время американской командировки Диего, словно говорит: давай вернемся домой, только там светит солнце.
Спустя некоторое время Диего уговорил ее сойтись вновь. Фрида согласилась, поставив условие: она будет содержать себя сама, и у них не будет сексуальных отношений За месяц до 25-й годовщины свадьбы она подарила Диего серебряное кольцо и на следующий день умерла.
Фрида умерла 13 июля 1954 года. Ее похоронили завернутую в знамя мексиканской коммунистической партии. Проводить художницу в последний путь пришли толпы поклонников.
Нет комментариев