Гипотеза. Ваш малыш будет дольше изучать неправдоподобную картинку и, скорее всего, захочет протянуть ручки и потереть или похлопать ее, чтобы узнать, какова она на ощупь.
Результаты исследований. В 2007 г. ученые провели специальное исследование, целью которого было оценить, какой интерес вызовут у детей два изображения на плоскости трехмерных объектов. То, насколько долго четырехмесячные младенцы разглядывали каждую картинку, послужило критерием оценки. Малышам показали обыкновенную фотографию деревянного кубика и фотографию того же кубика, искаженную при помощи Photoshop. В среднем дети разглядывали второе изображение более чем в два раза дольше первого. Даже при демонстрации чертежей куба, не передающих света, объема и текстуры предмета, искаженная схема заинтересовала малышей больше, чем правильная. Это свидетельствует о том, что для мысленного воссоздания образа трехмерного объекта ребенку достаточно изображения общих очертаний без светотени.
В 2009 г. был проведен еще один подобный эксперимент. На сей раз в нем участвовали девятимесячные дети, и в качестве критерия была выбрана продолжительность ощупывания картинки. Обыкновенный кубик снова вызвал у детей меньший интерес, чем кубик, в реальности не существующий.
Результаты двух описанных экспериментов свидетельствуют о том, что младенцы наделены способностью к сложному пространственному анализу. В частности, они могут воспринимать плоские изображения объемных вещей, видеть структуру предмета и — что самое удивительное — отличать правдоподобные картинки от неправдоподобных.
Вывод. Вы, вероятно, думаете, что пространственные навыки четырехмесячного ребенка находятся в зачаточном состоянии. Ведь совсем недавно он не мог дотянуться до предмета, который держат у него перед носом. Но проведенные исследования доказали, что в детских головках происходят сложнейшие мыслительные процессы. Поэтому ум вашего чада не стоит недооценивать. Лучше ускоряйте его развитие, показывая ему произведения искусства, в которых используются различные визуальные эффекты.
Паучье чутье (4–5 месяцев)
Эксперимент. Поочередно покажите малышу три картинки, одна из которых (рис. А) представляет собой обыкновенное изображение паука, другая (рис. Б) — изображение паука с некоторыми искажениями, а третья (рис. В) — элементы изображения паука, собранные в неправильном порядке. Картинки можно показывать в любой последовательности.
Комментарии 1