Феофан Затворник был одним из святых, который особенно тонко понимал эту составляющую духовного делания. Это проходит красной нитью в его учении и трудах. Одна из книг святителя так и названа: «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?». Она состоит из писем святителя к своей духовной дочери. В ней раскрыто понимание и духовный опыт настраивания на внутреннее умное делание. Эти письма можно уподобить инструкциям по настройке музыкального инструмента, которые дает профессионал подмастерью.
Святитель Феофан Затворник (1815–1894) прожил интересную жизнь. Он был талантливым, любознательным, и ему давались разные науки. Георгий Говоров (таково мирское имя святителя) осознано выбрал стезю монашества. Глубина особых отношений с Богом, которую предполагал этот путь, привлекала его с детства. Он любил уединение и внутреннее духовное делание на протяжении всей жизни. Но ему пришлось попутешествовать, побывать в разных странах и познакомиться с разными культурами.
21 августа 1847 года 32-летнего иеромонаха Феофана назначили членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, которую возглавлял архимандрит Порфирий (Успенский; † 1885). В Палестине отец Феофан овладел греческим языком, основательно изучил французский, занимался другими языками, освоил иконопись. Там он познакомился не только с древним подвижничеством восточных монастырей, святоотеческими и аскетическими традициями, но также и с инославными христианскими вероисповеданиями. Он воочию увидел силу миссионерской деятельности католиков и протестантов, а также внутреннюю слабость (особенно у протестантов) проповеди жизни во Христе. Они много уделяли внимания внешней христианизации, просвещению и
социальной работе, а меньше – внутренней духовной жизни. Поэтому Феофан Затворник в своем учении старался поведать о главном – о жизни со Христом, о православной аскетической традиции, о правильном настрое на духовную жизнь.
В связи с Крымской войной (1853–1856) Русская духовная миссия в Иерусалиме была отозвана, и иеромонаху Феофану пришлось возвращаться через европейские страны в Российскую империю. Так он посетил многие города, христианские святыни, научные центры, библиотеки и музеи. Их делегация даже побывала на аудиенции тогдашнего папы Римского. Уже по завершении Крымской войны отцу Феофану довелось некоторое время служить в посольской церкви в столице Османской империи Стамбуле – древнем Константинополе. Таким образом, он, сам того особенно не желая, стал «повидавшим мир» человеком.
Настрой на духовную жизнь в учении святителя-затворника тесно связан с православной аскетической традицией. Он актуален для тех, кто готов прилагать усилия к своему развитию, к внутреннему возрастанию. Это своеобразный «маленький затвор» ради тайных молитв, добрых дел и трудов. Он касается не только духовной сферы жизни, но и душевной и физической. Так, охотнику объедаться непонятны даже элементарные духовные реальности, а не научившемуся понимать свои эмоции (даже не контролировать их) тяжело провести границы между «душевным» и «духовным» и очень легко перепутать первое со вторым.
К примеру, основа внутреннего христианского делания – молитва – по природе своей есть духовная реальность, но имеет непосредственные душевные и физические сегменты или срезы. Святитель-затворник в выше названой книге по этому поводу пишет: «Не вдруг становитесь на молитву после домашних хлопот, а немного подготовляйтесь к ней, стараясь наперед собрать мысли свои и направлять их к достодолжному предстоянию пред Богом». Физические и психологические условия могут как помогать, так и мешать духовному деланию
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1