Досрочная страховая пенсия по старости педагогическим работникам устанавливается в соответствии с действующим законодательством при наличии продолжительности педагогической деятельности не менее 25 лет и ее осуществлении в должностях, в образовательных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими Списками.
При наличии указанного педстажа право на пенсию возникает ровно через 5 лет.
Списки должностей и учреждений, с учетом которых назначается пенсия, а также Правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время при определении права на досрочную пенсию применяются:
· Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, (далее – Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781;
и в целях сохранения ранее приобретенных пенсионных прав, при исчислении стажа на соответствующих видах работ педагогическим работникам, применяются ранее действовавшие:
· Список, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463;
· Список и Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067.
Необходимо отметить, что Списки и Правила разработаны при участии заинтересованных министерств и ведомств.
В части, не урегулированной вышеназванными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.
Основным документом, который подтверждает выполнение работы, является трудовая книжка. Но в трудовой книжке только общий стаж. Поэтому работодателями должны быть подтверждены уточняющей справкой необходимые условия для зачета периодов работы в стаж: выполнение работы на полную ставку (для периодов работы, начиная с 1.09.2000г.), а также наличие периодов, не подлежащих зачету в специальный стаж (периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в отпуске без сохранения заработной платы, в отпуске по уходу за ребенком и др.).
С 2015 года нет необходимости в истребовании таких справок у работодателя, так как все необходимые сведения о педстаже своих работников работодатель ежегодно передает в СФР. Эти сведения отражаются на лицевых счетах граждан.
Если гражданин знает, что работает на должности, которая должна учитываться в педстаж, а в лицевом счете отражен только общий стаж, необходимо обратиться к работодателю с требованием передать в СФР корректирующие формы с указанием педстажа или выдать вам справку о педстаже, которую гражданин сам должен отнести в СФР с заявлением о корректировке лицевого счета.
В справке должно быть:
- наличие всех необходимых реквизитов: № и дату выдачи, подписи должностных лиц, печать учреждения;
- заполнение всех разделов справки (выполняемая нагрузка, наличие или отсутствие периодов, не подлежащих зачету в стаж и т.д.);
- не допускаются непонятные сокращения. Например, в уточняющей справке, выданной одним учреждением , было указано «н/н» – то ли недельная нагрузка, то ли неполная нагрузка, либо еще что-то;
- все сведения в справках должны соответствовать документам, на основании которых они были выданы;
- в основании выдачи должны быть указаны документы соответствующего периода работы. Например, если уточняется период работы с 1991г., то и в основании должны быть указаны документы, начиная с 1991 года.
При определении права на досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников специалисты территориальных органов СФР иногда сталкиваются с определенными трудностями.
- Несоответствия наименований учреждений указанным в Списках льготных работ.
Новые «правильные» наименования учреждений учитываются с даты приведения наименований в соответствие с Типовым положением. Поэтому есть затруднения по периодам работы в учреждениях, когда они имели непредусмотренные наименования, т.е. за прошлое время.
- Отсутствие дополнительных подтверждающих документов, которыми должно располагать учреждение, в котором осуществлялась работа, либо архивные учреждения.
Причинами отсутствия этих документов могут быть: несоблюдение сроков и условий хранения документов, непродолжительные сроки хранения некоторых документов, и то, что эти документы просто-напросто не велись в учреждении в нарушение требований по учету труда и его оплаты.
Существуют определенные требования к ведению кадрового делопроизводства, к ведению учета труда, к срокам хранения документов.
Госкомитетом Российской Федерации по статистике постановлением от 05.01.2004г. № 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты и Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.
Министерством образования РФ были разработаны и рекомендованы для использования руководителям образовательных учреждений, территориальных, муниципальных и региональных органов управления образованием «Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях».
В указанных рекомендациях приводится перечень кадровых, бухгалтерских документов, необходимых для ведения делопроизводства, примерная номенклатура дел общеобразовательных учреждений со сроками хранения, а также формы этих документов и примеры их заполнения.
- Несоответствия в наименованиях учреждений, должностей, ошибки при формировании штатных расписаний, составлении приказов, тарификационных списков, при заполнении трудовых книжек работников, нарушения по ведению учета труда, замечания в оформлении уточняющих справок, в ряде случаев препятствуют реализации застрахованными лицами права на досрочное пенсионное обеспечение.
Для решения проблем необходимо устранить основную причину, а именно: несоблюдение существующих требований законодательных и нормативных актов, которыми подтверждается право на досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников (трудового законодательства, положений нормативных актов по учету труда и его оплаты, ведомственных нормативных актов).
В этих целях необходимо:
1. Наименования учреждений устанавливать и отражать в Уставе учреждения с учетом утвержденных Типовых положений.
2. Наименования должностей в штатном расписании устанавливать в соответствии с общероссийским классификатором профессий, должностей и тарифных разрядов (ОКПДТР).
3. Во всех документах (приказах, л/счетах, тарификационных ведомостях, карточках ф.Т-2 и т.д.) наименования учреждения и должностей указывать в соответствии с Уставом и штатным расписанием.
4. Фиксировать и правильно отражать в соответствующих документах переводы на другие должности, совместительство и совмещение работ, периоды, не подлежащие зачету в «льготный» стаж (отпуска б/содержания, по уходу за ребенком, курсы повышения квалификации, «донорские» дни и т.д.), объем выполняемой педагогической нагрузки.
5. Все документы по учету труда и его оплаты, в том числе трудовые книжки работников вести в строгом соответствии с установленными требованиями.
6. Представлять в СФР сведения на работников, соответствующие первичным документам по учету труда и его оплаты.
Нет комментариев