Главные роли исполняли Вацлав Нижинский (Призрак Розы) и Тамара Карсавина (Девушка).
По замыслу Леона Бакста, костюм Нижинского был расшит шелковыми лепестками цвета увядшей розы.
Вскоре многочисленные поклонницы мечтали достать хоть один такой лепесток.
«Виде́ние Ро́зы» или «При́зрак Ро́зы» (фр. Le Spectre de la rose) — одноактный балет Михаила Фокина на музыку пьесы Карла Марии фон Вебера «Приглашение к танцу» (1819) по мотивам стихотворения Теофиля Готье «Видение розы». Был поставлен в труппе Русского балета Дягилева, декорации и костюмы — Леона Бакста.
"Удиви меня" - попросил Дягилев, заказывая художнику афишу.
Жан Кокто (художником был именно он) его удивил.
История
Вебер был одним из первых композиторов, объединившим несколько вальсов в одну пьесу, снабженную общим сюжетом. По его замыслу эта музыка воспоминание девушки о первом бале. В 1841 году французский композитор Гектор Берлиоз оркестровал фортепьянную пьесу.
Балет был поставлен Михаилом Фокиным для «Русского балета» в 1911 году, первом сезоне, когда организационно оформилась постоянная балетная труппа. Идею балета сформулировал французский поэт Жан-Луи Водойе, на основании нескольких строки стихотворения Теофиля Готье.
Он был поставлен вместе с балетом «Нарцисс» при открытии сезона в Монте-Карло и встетил восторженный приём.
Вацлав Нижинский был первым и, согласно распространенному мнению, непревзойдённым исполнителем мужской партии этого балета. С ним же связаны и значимые даты его биографии. Премьера балета была первым выступлением после увольнения из Мариинского театра и одновременно первым спектаклем созданной постоянной труппы Дягилева. В 1916 году Вацлаву Нижинскому удалось выехать из Австро-Венгрии, где он был интернирован в Будапеште. Он прибыл в Америку по приглашению С.П. Дягилева и его первое выступление состоялось 12 апреля 1916 года на сцене Метрополитен опера в этом балете, а 26 сентября 1917 года в этом же балете он в последний раз вышел на сцену.
30 декабря 1919 года с показа четой Фокиных в Метрополитен Опера хаус этого балета началась деятельность Михаила Фокина в Америке.
Сюжет
В основу сюжета положено стихотворение Теофиля Готье, в котором юная девушка беседует с призраком цветка, с которым накануне танцевала на балу:
Развей девические грёзы,
Что нежный сон тебе соткал,
Гляди, гляди, я призрак розы,
Тобою сорванной на бал.
Ещё вчера была одета
Я утра трепетной росой,
Но в суете и блеске света
Ты вечер провела со мной.
Перевод И. Лихачёва
Согласно сюжету Теофиля Готье и драматургии балета Le Spectre de la rose — это одновременно и призрак розы (кавалер с бала в образе розы) и видение (сновидение, воображение) девушки под впечатлением от первого бала в её жизни. Девушка, вернувшаяся с бала, опускается в кресло и засыпает. Ей снится, что в окне появляется призрак розы, который, пройдя полупустую комнату, приглашает её танцевать. Их танец обрывается с первыми лучами солнца. Призрак розы начинает таять, и девушка просыпается.
Другие постановки
Весной 1924 года Джордж Баланчин использовал музыку Вебера для своего балета «Приглашение к танцу». Вероятно, первое исполнение состоялось в Павловске, на летней сцене. Партии исполняли Александра Данилова, Михаил Михайлов и сам автор. Летом того же года номер исполнялся на гастролях артистов Театра оперы и балета в Германии. В 1930 году Баланчин поставил «Призрак розы» в хореографии Фокина в Копенгагене, в Королевском балете, и сам исполнил главную партию.
Балет был возобновлён в СССР (первые исполнители — Марис Лиепа и Марина Кондратьева). Впоследствии танцовщик Андрис Лиепа, получивший балет из рук отца, представил его собственную редакцию (премьера состоялась 17 мая 2007 года в рамках фестиваля «Черешневый лес» на сцене Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в главным партиях — Николай Цискаридзе и Жанна Аюпова; декорации и костюмы Анны Нежной по эскизам Бакста).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1