Во вторник второй недели после Пасхи, через день после Фоминого воскресенья (или Антипасхи), Православная Церковь установила день поминовения усопших, первый после праздника Пасхи. Этот день называется Радоницей и считается Пасхой для усопших.
В день Радоницы христиане символично разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.) этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
Радоница, день особого поминовения усопших (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
Именно на Радоницу существует обычай посещения могил. Такое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Евангелие от Матфея, 22:32). Традиция эта русская. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует.
Святитель Афанасий (Сахаров) пишет:
«Поминовение усопших, известное у нас под именем Радоницы, совершается на Фоминой седмице, Радоница обязана своим происхождением тому установному предписанию, по которому в Великом Посте поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В течение Великого Поста такими днями являются только субботы, да и то не все. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи всегда скопляется немало таких памятей об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении… Типикон не дает никаких указаний относительно изменений в порядке службы в Радоницу, о которой он не упоминает. Это значит, что и при совершении поминовения усопших на основных суточных службах не должно быть допускаемо никаких изменений и отступлений от того порядка, который дается Уставом для данного дня. Радоница совпадает с попразднеством. Поэтому в Радоницу не только на вечерни и утрени, но и на повечерии и литургии не должно быть ничего специально заупокойного»
Радоница, день особого поминовения усопших (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
Кладбище — это священное место, где покоится прах умерших людей до будущего воскресения. Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они восстанут из гробов. Могила — это место будущего воскресения. А потому и надо поспешить на кладбище, привести могилы в порядок после зимы и помолиться. Конечно, можно собраться в этот день и за общим столом, чтобы добрым словом и молитвой помянуть покойных.
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если же человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину.
Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
Не стоит приносить на кладбище яйца и другую пасхальную еду, частью которой принято делиться с нищими. У христиан не принято поминать усопших на кладбище, тем более алкоголем. Для этого есть домашняя поминальная трапеза.
Комментарии 4