"Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело. Мы поучаемся, что нам должно делать, чтобы исполнить волю Божию, и, познавая свою немощь, просим помощи Божией, каемся, смиряемся: а на смиренныя Бог призирает (Ср.: Пс. 112, 6) и дает им Свою благодать ".
"Для чего ж вы и книги имеете и на что оные читаете? На то, чтобы в бранях иметь чрез них искусство и, познавая оные вражеские прилоги, не допускать распространяться огню страсти и попалять благое устроение".
"...Ко чтению себя принуждайте, которое мрак души прогонит .
Не слушайте врага, внушающего вам, что впереди то время, когда вы по-настоящему займетесь чтением. Не слушайте лукавого, обманывает. Для вас теперь и идет самое учение".
"Вопрос: «Иногда бывает... что, читая что-либо, никак не могу понять, что читаешь, — я говорю не про внутренний смысл, а про внешний. Словно какой туман найдет: читаешь и перечитываешь и ничего понять не можешь».
Ответ: «Тогда нужно... закрыть книгу, сесть и сотворить сто молитв Иисусовых, можно и встать, даже и поклоны положить, а можно и пройтись по скиту с молитвой Иисусовой."
"Вижу, что ты много читала, Попробуй и это тебе не помогло. начни читанное, по силе, приводить в дело. Да к этому присовокупи (опять по силе) непрестанную Иисусову (устную) молитву и узришь милость Божию. Чтоб ты туне не ретилась и не смущалась тем, что читаешь, читаешь, а в остатке нет ничего, скажу тебе секрет, добы- тый долголетним опытом: приступая к книге, прицеливайся прежде всего улучить ту мету, которой, как ты говоришь, нет у тебя, но которая во всякой добродетели неизбежна, т. е. терпеливо ждать милости Божией в разумении, ибо Бог - разумов Господь, даяй премудрость и разум."
"Второе - книга не есть существо и сущность ведения: она - одно из средств к нему. А потому может человек знать тайны Царствия без книги, может и, прочитавши воза книг, не знать оных тайн. Кто подготовил себя делом, тот не крепко нуждается в книге. Говорю это не к тому, чтобы отвращать тебя от книг, но чтоб предостеречь, чтобы ты не возненавидела их, если, зубря их, не обретешь желаемого. Третье и главное скажу к ободрению твоему: вопросившу о мудрости мудрость вменится ".
"Читать книги монаху, если он желает быть монахом не по одежде только, а делом и истиною, необходимо. А без книг не только не будешь монахом, но понятия об истинном монашестве не приобретешь. Отчаиваться, за неимением дел добрых, не должно, по крайней мере, будешь зазирать себя. А если бы не читала книг и не знала, что ничего не имеешь в себе хорошего, тогда по неразумию думала бы, что ты живешь право. И вышел бы из тебя фарисей евангельский. А мы поем: «Господи, сопричти мя мытарю."
" Что благословлено, то читай, хоть и без внимания. Бог за все вознаградит. Когда общий Псалтирь читаешь дома можешь не читать ."
Нехорошие книги под головой могут вызвать мечты греховные, одежда страстного человека может повлиять ".
"Вопрос: «Читаю я невнимательно и многое самое важное пропускаю».
Ответ: «Надо медленно читать, хоть только несколько строк в день»
Вы по обычаю помолитесь Премилосердному Господу Богу, дабы когда на пользу тебе оное чтение, то бы возвестил бы его сердцу отпустить оную богодуховенную книгу, а когда не на пользу, то дабы хотя и отказал и по отказе будешь покойна сердцем, и, кажется, обычной у нас с тобою действуемом капризе места не будет иметь ".
Поучения Оптинских старцев.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев