Прогрессив, уорлд-мьюзик, фолк, классика, эмбиент, поп, нью-эйдж, электроника – все эти жанры, а также их смеси знакомы нашему герою не понаслышке: за свою продолжительную карьеру он произвел над ними немало экспериментов. Майк Олдфилд родился в Рединге 15 мая 1953 года. Сценическую деятельность началась для него в фолк-клубах – играя на акустической гитаре, Майк уже тогда имел в загашнике пару 15-минутных инструменталов, на протяжении которых не раз менял настроение и которые были предтечей его знаменитых семидесятнических опусов. Какое-то время юный Олдфилд также выступал с бит-группой а-ля "Shadows", а в 1967-м вместе с сестрой Салли организовал фолк-дуэт "The Sallyangie". Ансамбль выпустил один альбом и распался, а Майк вновь взялся за рок-н-ролл уже в другой семейной группе (с братом Терри) "Barefoot". В 1970 году он очутился в сопровождающей команде Кевина Эйерса "The Whole World". Играя в ней на басу и на гитаре, Олдфилд параллельно увлекся сочинением собственной музыки. Долгое время он не мог никого заинтересовать своим творчеством, но потом получил от Ричарда Брэнсона в подарок неделю студийного времени и за этот период смог подготовить программу, сделавшую музыканта знаменитым. Впрочем, известным Майк стал не сразу – ему пришлось безуспешно пооббивать пороги всяческих фирм, прежде чем тот же Брэнсон не создал лейбл "Virgin Records" и не выпустил на нем "Tubular Bells".
Одна композиция длиной в 49 минут, более 30 инструментов (на большинстве из них Олдфилд сыграл лично), многочисленные наложения и смены настроений, фолк, арт-рок и минимализм в одном флаконе – все это создавало такую красивую и необычную атмосферу, что альбом просто обязан был провести несколько месяцев в лидерах хит-парадов. Пластинка, подготовившая почву для жанра нью-эйдж, стала не только самым кассовым релизом Олдфилда – в списке британских бестселлеров она заняла 34-ю строчку. Надо сказать, что свалившийся на него успех не очень-то порадовал музыканта, и он спрятался от глаз публики в глубинке, где подготовил второй сольник. На первый взгляд "Hergest Ridge" с его одной поделенной на две части заглавной композицией должен был напоминать "Tubular Bells", однако эта работа вышла более спокойной и более ровной, без резких метаний между стилями. Хотя альбом быстрее добрался до вершины британской таблицы, продавался он уже не такими сумасшедшими темпами и ограничился золотом.
Продолжая пользоваться формулой длиннющих треков, на "Ommadawn" Майк добавил в них ирландские и африканские мотивы и таким образом записал себя и в пионеры уорлд-мьюзик. В том же году он выпустил оркестровую версию "Tubular Bells", после чего сбитый с толку разгулом панк-рока на длительное время замолчал. Нарушив затворнический образ жизни, Олдфилд не только выдал двойной минималистский альбом "Incantations", но и устроил в его поддержку солидное турне. Со следующей пластинки музыкант перешел к укороченному формату композиций и даже длинный титульный трек был порублен на четыре части. К тому же на "Platinum" Майк начал проявлять интерес к коммерции, и наиболее ярким примером новых предпочтений здесь стала диско-обработка "North Star" Филипа Гласса. На "EQ2" к традиционным для Олдфилда инструменталам добавились номера с вокалом и, несмотря на кельтский окрас альбома, на нем продолжилось движение в поп-мэйнстрим (например, здесь появился кавер "Abba" "Arrival"). С программой "Five Miles Out" Майк окончательно отказался от широкомасштабных симфонических полотен и развернулся к восьмидесятническому электронному поп-року. Смена направления вернула музыканта в горячую десятку, а в 1983 году в компании с Мэгги Райлли он записал крупный шлягер "Moonlight Shadow".
На альбоме "Crises" прозвучал еще один хит, спетый Роджером Чапмэном "Shadow On The Wall", однако вскоре популярность Олдфилда стала снижаться. И если "Discovery" благодаря той же Райлли вырулил в Топ 20, то диск-саундтрек "The Killing Fields" оказался провальным. Умеренным спросом пользовались записанные с множеством гостевых вокалистов "Islands" и "Earth Moving", и на рубеже 90-х Майк решил уйти из поп-рока, тем более что его отношения с "Virgin Records" оказались расстроенными. В то время как многие ждали от него либо очередного хит-сингла, либо возвращения к "колокольчикам", музыкант записал весьма неформатный альбом: "Amarok" представлял собой часовой длины трек с часто меняющимися темами, непредсказуемыми вспышками шумов и звуками морзянки, отстукивающей ругательства по адресу Брэнсона.
Завуалированные нападки на партнера Олдфилд поместил и на "Heaven's Open" (данная работа примечательна также тем, что вышла под именем Michael, а не Mike, а все ведущие вокальные партии принадлежали самому музыканту), так что за появлением этого диска последовал неизбежный разрыв с "Virgin". Заключительный плевок в сторону "вирджинцев" был сделан по заключении контракта с "Warner Bros", где Майк дебютировал с сиквелом на "Tubular Bells" (а ведь на такой шаг его и подбивал Ричард). В середине 90-х вышли два нью-эйджевых альбома, навеянный одноименным романом Артура Кларка "The Songs Of Distant Earth" и ориентированный на кельтскую культуру "Voyager", а в 1998-м Олдфилд в третий раз вернулся к "колокольной" теме. Завершили декаду (а вместе с ней и второе тысячелетие) две сольных программы Олдфилда: на "Guitars" все инструменты, включая перкуссию, были сымитированы с помощью гитар, а на "The Millennium Bell" артист рассмотрел сквозь музыкальную призму и разнообразные стилизации различные фрагменты человеческой истории. Выдав таким образом серию концептуальных или полуконцептуальных работ, Майк сделал трехлетний перерыв, а в 2002-м в "Tr3s Lunas" вернулся к простому настроенческому нью-эйджу.
К 30-летнему юбилею "Tubular Bells" (да и к собственному полтиннику) Олдфилд заново перезаписал свою классику с использованием современных технологий и выпустил "Tubular Bells 2003" не только на CD, но и на DVD-Audio. Перейдя с "Warner" на "Mercury Records", музыкант подпал под очарование выходящих на Ибице сборников "Cafe Del Mar" и подготовил по этому поводу двойной альбоме "Light + Shade". Первая его часть сообразно названию содержала светлые и легкие треки, а вторая – более мрачные и груженые. Следующий альбом также планировалось сделать электронным, однако в процессе работы Майк все больше и больше увлекался оркестровками, и в конце концов "Music Of The Spheres" стал его дебютом в классической музыке. Не давая у себя на родине крупных концертов более 10 лет, в 2012-м артист выступил на церемонии открытия лондонских Олимпийских игр. Зарядившись спортивным духом и получив большой прилив бодрости, спустя два года Олдфилд отказался от расслабленного нью-эйджа и впервые за всю карьеру записал настоящий рок-альбом "Man On The Rocks".
Сразу после выхода «Man On The Rocks» Олдфилд заявил, что уже работает над следующим альбомом - «приквелом» Tubular Bells. Однако, в дальнейшем решил назвать очередной альбом Return to Ommadawn. Эта работа, вышедшая 20 января 2017 года была тепло принята аудиторией, хорошо продавалась и вновь обеспечила Майку высокие места в европейских чартах.
Подбодренный успехом и поддержкой фанатского сообщества Майк Олдфилд заявил в Facebook и в интервью различным изданиям, что взялся за амбициозную цель - сочинить Tubular Bells IV. По его словам, он даже уже сочинил прекрасное интро для новой инструментальной работы. Однако с января 2017 года вплоть до настоящего момента никаких новых подробностей об этом проекте так и не появилось.
Личная жизнь
С детства Майк Олдфилд не отличался общительностью и находил выход своим эмоциям в музыке. Психологическое нездоровье матери усугубляло склонности Майка. В конце 1960-х Олдфилд короткое время употреблял LSD и оказался на грани помешательства. Чтобы избавиться от природной застенчивости и побороть панические атаки, вызванные употреблением наркотиков, Майк в 1978 году прошёл курс Exegesis.
Майк Олдфилд был трижды женат. Первый брак, описанный в автобиографии Ричарда Брэнсона «Теряя невинность», не продлился долго. Салли Купер, пресс-секретарь «Virgin», стала второй женой Олдфилда - этот брак распался в 1986 году. После этого Майк завел роман с Анитой Хегерланд, который сошёл на нет уже к началу 1990-х. В 2003 году Майк заключил брак с француженкой Фанни Вандекеркхов, которую он встретил во время своего пребывания на Ибице. Однако и эти отношения в конце концов подошли к концу: в 2013 году пара начала бракоразводный процесс.
У Олдфилда семеро детей: трое от Салли Купер - Молли (1979), Дугал (1982) и Люк (1987); двое от Аниты Хегерланд - Грета Мари (род. апрель 1989) и Ноа Дэниэл (1990); двое от Фанни Вандекеркхов - Джейк (2004) и Юджин (январь 2008). 17 мая 2015 года 33-летний Дугал Олдфилд неожиданно умер на рабочем месте от невыявленных причин.
Комментарии 2