Духовная АзбукА.
ЧТО МОЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ С ОСВЯЩЕННОЙ ВЕРБОЙ?
В праздник Входа Господнего в Иерусалим , называемого в народе Вербное воскресенье , происходит традиционное освящение вербы...
К сожалению , в околоцерковных традициях есть практика , не соответствующая реальной жизни Церкви.
Так , например , есть обычай после Литургии в праздник Входа Господнего в Иерусалим бить друг друга освященной вербой , говоря при этом «Не я б’ю, верба б’є. За тиждень Великдень. Живи-не вмирай, червоного яєчка дожидай». В крестьянской среде существует традиция погонять коров веточкой освященной вербы , чтобы они давали больше молока...
А некоторые даже едят вербу , которую освятили в храме.
Все это , конечно , неправильно и не имеет никакого позитивного и верного отношения к празднику.
Чтобы разобраться в этом , нужно сначала понять: в чем смысл освящения вербы в Неделю ваий (Входа Господнего в Иерусалим)?
Эта традиция имеет очень древние корни. Раньше , в эпоху античности , царя , победившего на войне , встречали благодарные люди с пальмовыми ветвями в руках. Они знаменовали одновременно и царственность , и торжество победы.
После того , как Господь наш Иисус Христос воскресил Своего близкого друга Лазаря , который был мертвым около четырех дней , многие жители Иерусалима и , так сказать , гости еврейской столицы , сошедшиеся в город на Пасху , увидели в Нем ожидаемого иудеями Царя-Мессию...
И потому во множестве собрались перед вратами Иерусалима , чтобы встретить Христа с пальмовыми ветвями в руках. Увидев Спасителя , Шествующего на осляти , они постилали ветви под ноги животному и восклицали «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:13). Само слово «осанна» является древней ветхозаветной еврейской краткой молитвой сродни нашей «Господи, помилуй». Оно имеет два значения. Первое «Спаси, мы молим» или «О, Господи, спаси же!» (117-й псалом, стих 25-й). Второе – славословное, чем-то похожее на нашу молитву «Слава Богу».
Церковнославянское же слово «ваия» имеет греческие корни...
Оно произошло от слова «баион», буквально обозначающее пальмовую ветвь. Так как у нас пальмы не растут , то они в традиции северных Православных Церквей , например – Русской, были заменены едва распустившейся вербой.
Очень четкое церковное отношение к пальмовым ветвям в праздник Входа Господнего в Иерусалим имеется в тропаре праздника «…яко отроцы, победы знамения носяще».
То есть для нас , Православных христиан, «ваия» – освященная верба – это символ Воскресения Христова (в вышеупомянутом тропаре «Победителю смерти вопием»). Освященная зеленеющая ЖИВАЯ вербная веточка – символ победы Христа над диаволом , смертью , грехом. И эта победа является жизнью и воскресением всех нас.
Выражаясь земным языком, освященная верба – это знамя , флаг Воскресения Христова. Почему-то никому из нас не приходит в голову знаменем гвардейского полка, победившего в Великой Отечественной войне , или государственным флагом той или иной страны гонять коров или бить друг друга по голове. Наоборот , его помещают на почетное место , где данный флаг является символом национальной памяти или достоянием героического прошлого прадедов. Точно так же нужно поступать и с ваием – освященной вербой. Ее место – в красном углу рядом с иконами, потому что это символ Воскресения Христового, символ нашего с вами воскресения…
Иерей Андрей Чиженко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев