Страстная седмица (неделя) по факту начинается уже с воскресенья, дня
Входа Господня в Иерусалим.
Пост как период сугубого покаяния завершён, и теперь начинается новый этап.
Икона страстей Господних
На Страстной седмице день за днём вспоминаются последние дни земной жизни нашего Спасителя. И мы имеем возможность быть свидетелями этих Евангельских событий, идти вслед за Христом.
События Страстной седмицы.
Также в этот день читается Евангелие о Втором Пришествии Христовом и вспоминается несколько притч.
Фараон награждает Иосифа за толкование сна (Быт. 41:42). Иллюстрация, 1869 год
Притча о злых виноградарях. Картина XXI века
Притча о бесплодной смоковице, которую проклял Господь за то, что она не приносила плоды.
«К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить голод души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском — одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших нет как нет».
Иоанн Кронштадтский
Притча о десяти девах (миниатюра из Россанского Евангелия).
Она как раз говорит о том, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, тогда уже поздно будет что-нибудь предпринимать, поэтому мы должны быть готовыми.
Икона. Притча о талантах
Эта притча заставляет нас задуматься о том, что Господь наделяет неким талантом, даром. Для каждого из нас этот дар уникален, но мы должны использовать то, что нам было даровано во благо, чтобы дело наше приносило добрые плоды. Ведь за это потом каждый из нас будет держать ответ перед Богом.
Все богослужебные тексты и песнопения этого дня готовят нас к страшным событиям. Уже произошло осуждение и предательство Спасителя, близится час Его страданий.
«Пир в доме Симона Фарисея» (картина Рубенса)
Иуда получает деньги за предательство (Джотто, капелла Скровеньи)
Великий Четверг приближает нас к часу Крестных страданий Христа. Это своего рода кульминация Страстей Христовых.
Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря». Фреска. 1495—1497. Санта-Мария делле Грацие, Милан
Накануне страшного дня Христос совершает последнюю трапезу со своими учениками. В знак смирения Господь омывает ноги своим ученикам, показывая пример того, как должно им обращаться друг с другом, не превознося себя.
В память об этом моменте евангельской истории в Церкви установлена традиция — чин омовения ног. Он совершается архиереем (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх) на богослужении Великого Четверга.
Беато Анджелико «Тайная вечеря» (монастырь Сан-Марко, Флоренция)
По омовении ног Иисус совершил Пасху и установил Великое Таинство Евхаристии, то есть Господь даровал людям Свои Тело и Кровь.
Страстная Пятница — самый страшный день в истории человечества. Это день распятия Господа нашего Иисуса Христа. Евангельские чтения этого дня содержат описание Страданий (Страстей) Христовых.
Великая Пятница. Поцелуй Иуды. Византийская книжная миниатюра
На богослужении утрени вспоминается время, когда Спасителя схватили в Гефсиманском саду, и Его осуждение старейшинами и первосвященниками на смерть.
Великая Пятница. Христос на допросе у первосвященника Каиафы. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в
Великая Пятница. Христос перед Пилатом. Фреска работы Феофана Критского, монастырь Ставроникита, Афон
На богослужении третьего часа рассказывается о суде у Понтия Пилата.
Великая Пятница. Уничижение Христа. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.
Иисус — Спаситель мира был отвергнут избранным народом Израиля и подвергнут страшным издевательствам.
Великая Пятница. Восхождение на Крест. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон
Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в
На шестом часе вспоминаются крестные муки Иисуса Христа.
Великая Пятница. Распятие. Мозаика монастыря Осиас Лукас
На девятом – время смерти.
Великая Пятница. Снятие со Креста. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI в.
И на вечерне — время снятия Спасителя с креста и погребение тела Его.
Великая Пятница. Оплакивание Христа. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI в.
Великая Пятница. Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме
В Евангельских событиях этого дня описывается снятие с креста Иисуса и положение Его во гроб.
Великая Пятница. Снятие со Креста. Армянская книжная миниатюра XIII в.
Великая Пятница. Положение во гроб. Кипрская фреска
Также в Великую Пятницу и Субботу церковь вспоминает сошествие Спасителя в Ад, где Он попрал силу дьявола и возвестил о победе над смертью.
Фреска Андреа Бонаиути да Фиренце в церкви Санта-Мария-Новелла, Флоренция. 1365—1368 годы
Христос выводит праведников из ада. Под ногами Христа поверженные врата ада и дьявол; первым к Иисусу протягивает руку Адам, за ним Авель с агнцем в руках, и т. д.
Христос выводит из ада души праведников (фреска Фра Беато Анджелико 1437—1446 годы)
Вот что писал об этом Митрополит митрополит Сурожский Антоний Сурожский:
Святой Гроб Господень. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Вид от входа
«И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.
И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый — ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…»
Хайме Серра. Христос выводит праведников из ада. XIII век
Информация взята из статьи "Страстная седмица 2019" Мангушевой Дарьи и из Википедии.
Плащаница, положенная на «гробнице»
На Страстной седмице рекомендую посмотреть «Страсти Христовы» — евангельскую драму, снятую Мелом Гибсоном.
Фильм охватывает последние 12 часов жизни Иисуса, начиная с Моления о чаше и заканчивая кратким описанием его воскресения.
Также изображены некоторые воспоминания Иисуса, где он предстаёт как ребёнок, как молодой человек со своей Матерью, давая Нагорную проповедь, обучая Двенадцать апостолов, а также на Тайной вечере.
Диалоги в фильме полностью ведутся на реконструированном арамейском и латыни с закадровым переводом или субтитрами.
Сценарий фильма был написан Мелом Гибсоном и Бенедиктом Фицджералдом на основе четырёх канонических евангелий: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.
В книге «Страсти: Фото из фильма „Страсти Христовы“» Гибсон говорит: «Это фильм о любви, надежде, вере и прощении. Он [Иисус] умер для всего человечества, пострадал за нас всех. Настало время вернуться к этому основному посланию. Мир сошёл с ума. Мы все могли бы чувствовать немного больше любви, веры, надежды и прощения».
Комментарии 3