Сергей Сергеевич Прокофьев (23 апреля 1891 — 5 марта 1953) — выдающийся русский композитор, пианист и дирижер.
.......
По размеру вклада в мировую музыку его можно сравнить с Бетховеном, Моцартом или Шостаковичем.
Каждое крупное произведение Прокофьева было событием в мировой музыкальной жизни. Его творения исполнялись во всём мире, а особенно популярны они были в США, где были изданы десятки наименований пластинок с произведениями композитора.
На протяжении полутора десятилетий, начиная с предреволюционного 1915 года, тесные дружеские отношения связывали Константина Бальмонта с Сергеем Прокофьевым.
Константин Бальмонт.
Находящийся в зените своей шумной славы «поэт с утренней душой» воспринимал совсем молодого тогда композитора не как одного из младших современников, а значительно ближе – как сына, по-отечески и восхищённо называя его «ребёнком богов».
Еще в августе 1917 года Бальмонт вписал в альбом Сергея Прокофьева «Что вы думаете о солнце» свой сонет.
З. Г. Серебрякова. Портрет С. С. Прокофьева. 1926.
Ребенку богов, Прокофьеву
Ты солнечный богач. Ты пьешь, как мед, закат.
Твое вино – рассвет. Твои созвучья в хоре,
Торопятся принять, в спешащем разговоре,
Цветов загрезивших невнятный аромат.
Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад,
Там где-то далеко рассыпчатые зори,
Как нитка жемчугов, и в световом их споре
Темнеющий растет с угрозным гулом сад.
И ты, забыв себя, но сохранивши светы
Степного ковыля, вспоенного весной,
В мерцаниях мечты, все новой, все иной, –
С травинкой поиграл в вопросы и ответы,
И, в звук свой заронив поющие приметы,
В ночи играешь в мяч с серебряной Луной.
Константин Бальмонт
Прокофьев отвечал поэту искренней привязанностью. Вдохновляясь поэзией Бальмонта Прокофьев сочинил Два стихотворения для женского хора и оркестра ор.7, «Есть другие планеты» для голоса и фортепиано из ор. 9, Пять стихотворений для голоса и фортепиано ор. 23, заклинание «Семеро их» для смешанного хора и оркестра. Четверостишие поэта предпослано как эпиграф к циклу фортепианных пьес «Мимолетности» ор.22.
Как о времени наиболее частого общения с Прокофьевым вспоминал Бальмонт 1921 год, «…счастливые дни в Бретани, когда мы жили недалеко друг от друга, он в Rochelets, в сосновом лесу, а я в St.-Brevin-les-Pins, над самым океаном, который в Бретани такой всегда туманно-загадочный. Мы проводили вместе долгие часы, это были праздники поэзии и музыки. Я посвятил ему целый ряд стихотворений, а когда он играл мне свой Третий концерт, я ему тут же написал Сонет» .
Константин Бальмонт.
Третий фортепианный концерт Бальмонт услышал еще до окончания Прокофьевым партитуры. Лина Прокофьева, жена композитора, вспоминала, что однажды поэт проходил через комнату, в которой композитор работал на ужасающем пианино. «...впечатление, произведенное на него музыкой, было таким сильным, что он написал стихотворение – два четырехстишия, очень выразительных и ярких».
Третий концерт
Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатура снов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками.
Расплавленной руды взметенная река.
Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века.
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал, и стал, грозя рогами.
Но снова нежный звук зовет издалека,
Из малых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый оточен и красив,
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете!
В тебе востосковал оркестр о звонком лете,
И в бубен Солнца бьет непобедимый Скиф.
Константин Бальмонт
Г. С. Верейский. Портрет С. С. Прокофьева. 1927.
Для Бальмонта Прокофьев, — композитор, в даровании которого отражается вся та звучащая магия, которая стала основой всего символистского поэтического творчества. Именно такое восприятие прокофьевской музыки можно прочитать в дарственной надписи поэта: «Волшебнику звуков Прокофьеву, в высокий дар которого я верю».
Сергей Прокофьев с женой Линой Прокофьевой.
Новаторство Прокофьева не всегда находило понимание у публики. С самого начала музыкальной карьеры и на всём её протяжении Прокофьева критики не скупились на негативные отзывы.
Сергей Прокофьев с женой и сыном.
Сергей Прокофьев, Святослав Прокофьев, Олег Прокофьев, Лина Прокофьева. 1936
Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, 1945 год.
Шостакович внимательно следил за творчеством старшего коллеги, через год после смерти которого высоко оценил его вклад в сокровищницу русского музыкального искусства: «Гениальный композитор, он развил творческое наследие, оставленное нам великими корифеями русской музыкальной классики — Глинкой, Мусоргским, Чайковским, Бородиным, Римским-Корсаковым и Рахманиновым».
Сергей Прокофьев (слева) и Мстислав Ростропович, 1952 год.
Мстислав Ростропович три года учился у Шостаковича в классе инструментовки, затем тесно сотрудничал с Прокофьевым над созданием Симфонии-концерта для виолончели, op. 125.
Сергей Прокофьев. Рисунок Л. Д. Кобеляцкой-Ильиной.
Информация из интернета.
Автор подборки Сахарова Раиса.
Памятник Сергею Прокофьеву был открыт в Камергерском переулке 11 декабря 2016 года - в год 125-летия известного русского композитора.
#рая
Комментарии 10