13 июля в 1926 году родился Кронид Александрович ГОГОЛЕВ,
народный художник Российской Федерации. _
Кронид Гоголев — автор многочисленных живописных полотен,
деревянных скульптур, но наибольшие признание и известность
принесли ему работы, выполненные рельефной резьбой по дереву.
С нами поделилась воспоминаниями дочь сортавальского резчика по дереву.
Его выставочный центр готовится стать музеем. Как и при жизни, светлый зал густо завешен золотистыми досками, на которых русская деревня кажется сказкой.
Хранительница коллекции – дочь художника Мария Кронидовна.
Дедушка, то есть папин отец, был священником. Но он был своеобразный священник, в двадцатые годы отказался от служения. Не потому, что были гонения на церковь. Они были, естественно, но основная причина его ухода – это Толстой, он был толстовцем.
Он отказался от сана, когда Крониду был, наверное, год. И уже до конца дней своих дедушка был плотником, столяром, этим зарабатывал себе на жизнь. Даже когда наступила война, пришли немцы в деревню, вызвали его как бывшего священника, и сказали «ты будешь служить» – он отказался.
Религиозная тема в его работах присутствует очень слабо. Потому что самое главное – это труд, как у Толстого, у толстовцев было. Так было и у отца Гоголева, и у самого Кронида Александровича.
Нет даже понятия вдохновения. Ему часто задавали вопрос: «А вот если у Вас нет вдохновения…». Он фыркал, и говорил: «Ну что же вдохновение, работа есть работа».
В сорок втором он пошел на фронт, хотя еще не должен был быть призван. Просто перешел линию фронта и ушел к партизанам вместе со старшей сестрой. И после победы – еще пять лет срочной службы. Для таких, как он, война закончилась только в пятидесятом году. Сначала надо было закончить хоть как-то вечернюю школу, а потом он в художественно-графическом училище сел за парту с мальчиками, которые не воевали, которые были детьми в войну. Такой получился разрыв возрастной…
К Гоголеву все приходило поздно. Работать с деревом он начал, когда ему было уже за пятьдесят. Вот я в 1977-м году родилась, а ему был пятьдесят один год.
В шестьдесят, уже отработав очень много, он получает выставочный зал и начинает его ремонтировать. И только в 1989-м году открывает.
Меня туристы уже замучили за годы работы экскурсоводом вопросом, почему нет табличек с названиями работ. Но проблема в самом художнике была.
Он всегда бесился и говорил: «Вы же видите, что там изображено?» – «Видим». – «Что?» – «У реки. На мосту. На берегу». – «Ну, – говорит, – и что, если я тут название напишу “На берегу”, “На мосту”, “У реки”?».
– …даже просто «Часы».
Основной материал – липа.
Фрагмент
Фрагмент
У меня часто спрашивают, сколько времени уходит на одну работу. Я точно знаю, что семь месяцев - это максимальное количество времени, которое он тратил на одну работу.
Прямых продолжателей дела мастера нет. Есть художник, он в Финляндии теперь живет, Виктор Рязанов. У него скульптурный рельеф, но пейзажный. В основном это изображения небольших финских церквей. Финских резчиков очень много, но у них… я не скажу примитивный уровень, но несколько другой уровень восприятия и рассказа сюжета.
Фрагмент
Объемный сюжет, многоплановость, где очень много народу и каждая группочка связана с другой каким-то действием, когда все это еще и вплетено в контекст архитектуры – это встречается только у Кронида Александровича.
У него глубокий рельеф: бурный, вздыбленный.
Фрагмент
Фрагмент
Фрагмент
Сейчас, когда наполнение коллекции остановилось, надо просто все сохранить, сделать музей, музей Гоголева.
Это частная коллекция. Ни Гоголев, ни я никогда не были готовы передать ее в дар кому-либо. Потому что если отдавать в дар музейному фонду Российской Федерации, то все уедет в запасники в Петрозаводск, ляжет мертвым грузом на дно музея Изобразительных искусств или Национального музея… или раздербанится по многим музеям. Это все общий котел, куда страшно попасть.
Фрагмент
В 2010 году, за три года до папиного ухода, мы решили, что в зале, грубо говоря, жить больше так нельзя. Зал уже рушился на глазах: зданию было сто, даже сто десять лет.
Мы затеяли глобальный ремонт, но так как Кронид Александрович не признавал обычных правил игры, когда надо клянчить деньги, просить, писать, то он, недолго думая, просто вложил в ремонт все свои сбережения.
А потом нас очень медленно, вяло и плохо поддерживали из республики. Микродозами. Он спрашивал: «Ты жалеешь о том, что мы так сделали?». А я сказала, что нет, конечно, не жалею. Денег действительно не осталось, все вложено в эти стены. Тем более, это стены не Гоголева, здание просто передано сроком на сто лет в безвозмездное пользование под экспозицию коллекции.
И, как говорится, друзья познаются в беде. Некоторые псевдодрузья сразу же после ухода Кронида Александровича потребовали обратно очень большие суммы денег, которые давались в долг на ремонт.
Фрагмент
После гибели Жени, старшего сына, он все-таки прекратил работу с деревом. У него было двое детей от предыдущего брака. Женя погиб, когда вез работы Кронида Александровича в Москву.
Кронид Александрович прожил после этого еще десять с небольшим лет. Те работы, которые вернулись из аварии, он отреставрировал.
Они все были обожжены, выломаны рамы. Некоторые пропали безвозвратно, и он успел повторить одну из них.
Его последняя работа полностью завершена в резьбе, но не затонирована. А это (мы останавливаемся у резного барельефа, где весело катаются на санях крестьяне в тулупах) – предпоследняя работа.
Фрагмент
На остальные работы сохранились очень детальные, проработанные эскизы, которые переносились на доску с помощью кальки. А здесь он набросал карандашом прямо на доске и начал резать безо всякого эскиза – настолько мастерство было в руке.
Фрагмент
Работы Кронида Александровича эксплуатируются и сейчас. Например, в электричках продаются карты Карелии, оформленные рамой вот от этой работы.
Фрагмент
Даже правительство нашей республики печатает календарь с обликом нового главы, а на календаре работа Гоглева. Не указано ни то, что это его работа, ни то, что публикуется с разрешения, вообще ничего нет.
Очень тяжелое событие, что подкосило Кронида Александровича – это кражи работ…После ремонта у нас в малом зале не было решеток: мы их сняли, пока меняли окна. Работала банда чуть ли не из Ростова-на-Дону, по заказу какого-то цыганского барона.
Кронид Александрович был очень мощным человеком.
Даже в глубоко почтенном возрасте, за восемьдесят, когда он уже болел, такая сила духа чувствовалась... чувствовалась безотчетно всеми, кто посещал нас.
Как правило, резная композиция выполнялась художником на специально подготовленном липовом щите, в монолитной технике — без применения клееных деталей.
Большую работу художник проводил с оттенками дерева, в частности, добиваясь необходимого впечатления для произведений, посвящённых зимнему времени.
Фрагмент
Работы Гоголева посвящены русскому северу, русской северной природе, народному быту.
Помимо сказочных сюжетов в творчестве художника можно найти работы, посвящённые Сортавале, Петрозаводску, Валааму, нашли отражения и библейские сюжеты, композиции по мотивам эпоса «Калевала».
Работы К. А. Гоголева находятся в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, Политехническом музее, Этнографическом музее Санкт-Петербурга, музее на острове Валаам, в частных коллекциях США, Японии, Германии, Финляндии, Швеции.
Фрагмент
Как здесь не вспомнить «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» , написанном Лесковом ещё в 1881 году. Простой человек-умелец беспокоится об интересах страны, государства, народа - и равнодушие, безразличие характеризует представителей социальных верхов.
Скончался Кронид Александрович Гоголев 10 апреля 2013 года в городе Сортавала.
Информация из статьи-интервью Романа и Дарьи Нуриевых с дочерью художника,взятом ещё в апреле 2014 года. Новостей о музее больше не нашла. Автор подборки Сахарова Раиса.
Будем помнить Кронида Гоголева, гениального резчика по дереву!
Бесподобное творчество!Обидно,что недостаточно внимания чиновников от культуры получают такие гениальные творцы при жизни. Это шедевры достойные мирового признания!
Истинная Русь! Силой Духа великого Кронида Александровича освещена красота счастливого бытия люда деревни на Руси... Благодаря ИНТЕРНЕТУ, талант истинный проникает для познания к каждому... Спасибо Раисе Сахаровой за знакомство с прекрасным творением Кронида Гоголева...
Комментарии 6
Карелия, Карелия, страна чудесных грёз,
Высоких сосен, елей, и маленьких берёз,
И солнцем озаренные стоят леса твои,
И птицы распевают в них песенки свои.
В манящем ярком кружеве из ягод и грибов,
Под сенью из болот и родниковых снов,
Забыться, утонуть в течении быстрых рек
Готов с тобой душою родной твой человек.
Карелия, Карелия, как ты мне мила,
Милы твои озёра, реки и леса,
И это впечатление никак нельзя забыть,
И остается только Карелию любить.