ЧИТАЕМ
От Матфея 11
Запрос Иоанна Крестителя об Иисусе. 7 Отзыв Иисуса об Иоанне. 20 Горе Хоразину, Вифсаиде и Капернауму. 25 Утаено от мудрых и открыто младенцам. 27 Отец и Сын. «Придите ко Мне...»
1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешёл оттуда учить и проповедовать в городах их.
2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?
4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют;
6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.
7
Комментарии 20
меняются также духам и даже ложным богам, лицам, имеющим дарованную Богом власть. «Вижу как бы Б...ЕщёБог. Во всех книгах Ветхого Завета мы находим два главных названия Божественной Сущности – Элохим и Иегова. Элохим есть множественное число от Эль или Элоах (араб. Аллах). Элоах – позднейшая поэтическая форма (Неем 9.17, 4Цар 22.15 евр. текст). Также встречаются Элом, мой Бог, и более короткая форма – Эль, напримерь, Эль-Шаддай (Бог Всемогущий); под этим именем Бог открывался патриархам – (Быт 17.1, 28.3); обрати внимание на Исх 6.3: «Являлся Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Эль-Шаддаи» (Бог Всемогущий), а с именем «Иегова» (Господь) не открылся им». Слова Эль, Элоах и Элохим буквально означают Могущественный» (от одного корня с евр. словом аль – Сильный) или же «достойный почитания», «достойный поклонения» от корня алах, (арабск. алиха), обозначающего, – бояться или почитать; имя же Иегова, т.е. Сущий, вечно неизменяемый, изображает Его, как Бога завета, являющего Себя в делах благодати.
меняются также духам и даже ложным богам, лицам, имеющим дарованную Богом власть. «Вижу как бы Бога (Элохим) выходящего из земли», сказала волшебница в Аэндоре Саулу (1Цар 28.13). Слово «ангелами» в Пс 8.6 по-еврейски выражено словом «Элохим». (Ср. Пс 81.1, 6, Пс 96.7). В Исх 4.16 сказано, что Моисей будет вместо Бога для Аарона, и в Исх 7.1 «Господь сказал Моисею: смотри Я поставил тебя богом фараону». В Исх 21.6, Исх 22.8 «пред богов или «пред судей», т.е. власть имущих. В Иез 31.11 Навуходоносор назван «властителем (евр. Эль) народов».
Наконец, надо отметить еврейские выражения, где слово Бог употребляется в соединении с различными предметами, чтобы отметить их особенное величие или «божественность». Так, например, ужас в 1Цар 14.15 называется «ужас великий от Господа». В Пс 35.7 мы встречаем «горы Божий», т.е. самые высокие горы, а Пс 79.11 «кедры Божий», т.е. высокие кедры. У Ион. 3.3 говорится о Ниневии городе великом у Бога»; про Нимрода сказано, что «он был сильный зверолов пред Господом» (Быт 10.9).
В Новом Завете также остался след такого рода выражений; так, напр., в Деян 7.20 про Моисея «он был прекрасен перед Богом», т.е. что он был чрезвычайно красив.
твует» – так Бог называет себя в Исх 3.14: «Я есмь Сущий», или просто «Я есмь», или также (будущ. хифиль) «иахвех», т.е. «Он дает существование», следовательно, – дающий жизнь. Неизвестно, как понимали евреи это слово: происходящим от иехвех, или от иахвех, так как они считали это имя настолько святым, что никогда не произносили его. Везде в еврейской Библии, где встречается это таинственное слово (Ихвх) евреи читают Адонаи (Господь). Но если в еврейском тексте Библии написано Адонаи JHVH, то они читают Адонаи Элохим (Господь Бог), напр., в Ис 50.4 и далее. Слово JHVH в раввинских сочинениях называется «имя», «четырехбуквенное имя», «особенное имя» и т.д. Такое почитание этого имени происходило от неправильного понимания Лев.24.16, согласно которому верили, что одно только произношение этого имени Бога было преступлением, заслуживающим смерти.