Этот военный корабль был построен трудами самого Петра I и 16 солдат Преображенского полка. За спуском корабля на воду последовали торжественные празднества в ознаменование начала русского судостроения.
Ранее, в мае 1688 года в амбаре подмосковного села Измайлова Петр обнаружил ботик голландской работы, принадлежавший когда-то Никите Ивановичу Романову - двоюродному брату царя Михаила Федоровича. Узнав от своего наставника Тиммермана, что это судно имеет преимущества перед другими - ботик мог ходить под парусами не только по ветру, но и против ветра, - Петр решил починить и испытать его на воде. В предисловии к "Морскому уставу" Петр позже писал: "Того для я стал проведывать, где более воды, то мне объявили Переяславское озеро, яко наибольшее, куды я, под образом обещания в Троицкий монастырь, у матери выпросился, а потом стал просить ее в явно, чтобы там двор и суды сделать". Ботик перевезли на Плещееве озеро под Переяславлем-Залесским, сравнительно большое и глубокое. Петр, вместе с Брантом, заложил верфь в устье реки Трубеж, впадающей в Плещеево озеро, и тем положил начало своему кораблестроению.
В июне 1689 года первые пять судов - бот "Фортуна", 2 небольших фрегата и 2 яхты - были полностью готовы. Последовавшие затем важные события потребовали отъезда молодого царя.
14 мая 1692 года Петр спустил на воду заложенный им корабль. Всего к лету 1692 года на Плещеевом озере было построено до 100 судов различных типов. Флагманом новой флотилии стал самый большой ее корабль - 30-пушечный "Марс". В 1692-1694 годах суда флотилии участвовали в маневрах и "потешных" сражениях со стрельбой и высадками десантов. После 1694 суда не использовались. Плещеево озеро было слишком тесно. К тому же, не было никакой возможности вывести суда в море для практического применения. Петр приказал переяславским воеводам учинить "постоянную к судам охрану", а сами суда бережно поставить под навесы, сделать подробную опись. Однако в конце XVIII века практически вся флотилия сгорела при пожаре. Уцелел лишь один бот "Фортуна". Он и сейчас хранится в музее Переяславля-Залесского "Ботик Петра I".
Переяславская флотилия была важным этапом на трудном пути от "потешного" до настоящего регулярного военно-морского флота. В ней прошли своеобразный курс обучения морскому делу многие моряки и кораблестроители петровского времени.
Комментарии 1