Песня помогает правильно дышать, координировать, объединять движения разных групп мышц в единое усилие, даёт возможность верно расставить акценты в движении, сплотить, сделать дружной работу целого коллектива. Всё благодаря песне. К тому же, это и некоторое развлечение при тяжелом труде, способ немного отстраниться от происходящего, занять разум позитивной работой.
В традиции бузников боевые обряды – «ломание» проходили под припевки, под эти же припевки шли драки. Конечно, боец не должен был как артист исполнять частушки для слушателей. Так пели их только на гуляниях. Во время боя было принято их «мычать» себе под нос, повторяя не громко, почти мысленно. Это помогало снять лишнее боевое напряжение и избежать, так опасного в схватке, психологического ступора. Мысль текла за припевкой, а движения, следуя за мыслью, делались неразрывными.
С старом САМБО рекомендовалось напевать во время схватки любую любимую песенку или, даже читать понравившийся стих.
В традиционном рукопашном бое пластунов-разведчиков - Спас, во время изучения базового движения, которое называлось «гойдок» нужно было петь шуточные песни. Вот как вспоминал об этом Леонид Петрович Безклубый – знаток этого боевого искусства:
«Я просто повторял движения. После того как копирование оказывалось удачным, дед спрашивал: “Грае?” То есть играет внутри, движение доставляет удовольствие? Я отвечал: играет, повторял движение несколько раз и больше к нему не возвращался. (...) Тренировка шла только в движении, сразу в целом, а затем, если надо, выделялись отдельные элементы, которые не получались. Вначале во время копирования дед пел шуточные песни, а я ему должен был подпевать. После того как все у меня “заиграло”, петь я мог уже про себя. Но потом привычка думать песней во время этого специфического движения осталась.» ("Интерес моей мысли" журнал "Техника-молодежи" № 2 /1989.)
По произведениям Боркова и Чулкова известно, что бузники-бурлаки слыли знаменитыми кулачными бойцами. Некоторые исследователи считают, что бурлацкая среда при складывании казачества, в разных регионах, дала около трети состава казачьих войск. Пели, когда гребли вёслами на судах, пели, когда тянули корабли против течения бечевой, пели, когда дрались. Сохранилась подобная традиция в артелях сплавщиков леса. Сплав происходил по всем водоёмам способным доставить древесину из северных-лесных регионов на бедный лесом юг или на дальний тундровой север. Трудились артелями. Это была тяжелая сезонная работа, бурлачили на сплаве поколениями, передавая вместе с тонкостями сурового быта и древнего ремесла особые песни, помогающие работать слаженно и меньше уставать. Песни лесосплавщиков Енисея сохранились на редкой уже пластинке:
И. Истомин. Припевки енисейских лесосплавщиков. Волоколамский район д. Захарьино и Владычино. «Советский композитор», 1977г. Родноверие Славян
.
.
Мастерская Велес
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2