Гжель - это один из таких традиционных российских центров по производству фарфора и керамики высочайшего качества. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу.
Гжель… Это слово вызывает ассоциацию с чем-то русско-народным, светлым и сказочным. И не зря – эта узнаваемая роспись синей краской по белому фарфору появилась некогда именно в России. Гжель привносит в дом чистоту и легкость, простую изысканность, дышащую историей и традиционностью. Небольшая статуэтка способна украсить собой полку для книг или даже такой прозаический предмет как тумбочку под телевизор. Каждое изделие – это произведение искусства, уникальное и неповторимое.
Вначале это была посуда – кружки, тарелки, квасники, молочники, перечницы и солонки, масленки, кувшины, затем появились статуэтки и предметы обихода – шкатулки, подсвечники, письменные и туалетные приборы и другие.
Как и сотни лет назад, великолепная посуда восхищает тонким белоснежным фарфором и диковинными бутонами цветов. Чуть было не утраченные в XIX веке традиции гжельского промысла в середине XX века были возвращены, а сегодня высокохудожественный фарфор с традиционной подглазурной росписью пользуется огромным спросом в России, в ближнем и дальнем зарубежье.
Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области,в 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров, ведь в этих местах располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Гончарное дело всегда развивалось там, где были глины. Так и Гжельский промысел появился на Гжельско-Кудиновском глиняном месторождении.
Из глин, добываемых на этой территории, можно изготовлять все, начиная от кирпича, заканчивая фарфором. Именно эти глины и послужили основой для развития керамического производства, возникшего на этой земле еще в 4 веке до н.э.. Первые упоминания о местности встречаются в духовной грамоте Ивана Калиты. Позднее во всех духовных грамотах великих князей Гжель описывается как центр керамического производства страны, поставщик Царева Двора богатый сырьем отменного качества.
Гжельские умельцы находились в непрерывном поиске новых технологий, форм, декора. До 14 века гжельские мастера занимались производством лишь кирпича и гончарной посуды. В 17 веке начали изготавливать поливную посуду и игрушки, а ближе к концу 17 века научились делать и «муравленую» посуду. Чернолощеная керамика – глиняные изделия черного цвета, получаемые в результате «копчения» в опилках и последующего «лощения» до блеска. Муравленая посуда представляет собой глиняные изделия, покрытые глазурью, как правило, зеленоватого или коричневого цвета. Такая посуда имеет свойство не пропускать воду.
Чернолощеная керамика
На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины 18 века Гжель прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали.
В Гжели трудилось немало мастеров, прошедших обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Владея большим опытом гончарного дела, дополнив его новыми навыками, гжельские умельцы быстро научились изготовлению майолики и начали выпускать подобные изделия у себя. Они делали нарядную посуду, декоративные квасники, кумганы, рукомои, кружки-шутихи, блюда, тарелки и много другой кухонной утвари. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. По обыкновению в центре рисунка располагалась птица, которая потом дополнялась условными деревцами, веточками, реже архитектурными сооружениями.
В 1770 году в Гжели насчитывается около 25 крупных заводов, и это не считая частных мастерских. Гжельские мастера получают даже придворные заказы на выполнение посуды, что свидетельствует об особой популярности гжельского производства.
Знамениты гжельские глины были и в Москве. Царь Алексей Михайлович в 1663 году издал указ об использование гжельской глины в аптекарском производстве. В 1744 году гжельские глины проверяют на пригодность для производства фарфора, для этих целее в Гжель направляют специальную комиссию возглавленную Виноградовым и Гребенщиковым. Образцы глины были отправлены на проверку в Петербург, где и были получены первые образцы фарфоровой массы.
В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглизурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия.
2222299_51085323_gzhe (272x350, 54Kb)
К концу 18 века гжельские мастера начинают производить полуфаянс, и он постепенно вытесняет майолику. Меняется и сама роспись изделий, цветная роспись сменяется одноцветными узорами кобальтом. На этом момент в Гжели работает уже около 50 фабрик, наступает период расцвета гжельского промысла. Посуда получает известность по всей стране, ее вывозят даже в Среднюю Азию.
К середине 19 века гжельские фабрики вовсю производят фаянсовую посуду. Появляются целые династии фабрикантов. Такие фамилии как Дунашовы, Кудиновы, Марковы, Кузнецовы определяют некий творческий облик Гжели в период расцвета ее производства. Изделия, выпускаемые заводами Кузнецова, конкурировали даже с майсенским фарфором. Однако с развитием капитализма в стране, наступил промышленный кризис, народное искусство начало исчезать и на границе 19-20 веков исчезло полностью. Возрождаться народный промысел начал лишь в послевоенные годы. Возрождением народного искусства занялся Александр Борисович Салтыков.
Именно он с группой московских художников занимался разработкой методики художественной росписи. Благоприятно на восстановлении Гжели повлияло и сотрудничество Салтыкова с художницей Бессарабовой.
Более 10 лет потребовалось Бессарабовой, что бы восстановить секреты былой росписи Гжели. В 70-80 годы начинается период восстановления Гжели. Создается объединение «Гжель», ставшее керамическим центром России.
В 1992 году «Гжель» является единственным предприятием НХП в Гжельском районе. В то время ни кто даже и не думает о выпуске художественного фарфора, поскольку производство находится под охраной государства. Целые 50 лет объединение «Гжель» формирует свой индивидуальный художественный стиль, совершенствует и рекламирует свою продукцию, формирует рынок сбыта.
Гжельский фарфор со своей характерной росписью в сине-белых тонах, пользуется спросом не только в нашей стране, за рубежом он также известен. Фирменные магазины работают в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Париже.
Процесс изготовления этих эксклюзивных изделий не прост, как может показаться на первый взгляд Это достаточно тонкий производственный процесс, который похож больше на искусство. Гжельские изделия настолько красивы и уникальны, что их рисуют художники и снимают фотографы самого разного уровня.
Основным сырьём для гжельской продукции служит глина. Её обрабатывают таким образом, что она проявляет свои лучшие качества при создании гжельских изделий. Этот отличная пластичность и огнеупорность. Сам процесс изготовления фарфора, делится на несколько основных этапов. В первую очередь, изготавливаются первоначальные заготовки будущего изделия из гипса. Всё это делается в ручную, при помощи гончарного круга и другом гончарном оборудовании.
На следующем этапе, в готовую гипсовую форму заливается шликер, который принимает форму гипсовой заготовки. После чего происходит предварительный обжиг, он называется утильным. После чего происходит доработка и раскраска изделия.
И вот заключительный этап – окончательный обжиг уже готового изделия, который мастера зовут политым обжигом.
Так рождается настоящее произведение гжельского искусства.
Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
Эксклюзивная гжельская роспись
Гжельская роспись относится к подглазурному виду росписи, то есть изначально расписывается обожженное глиняное изделие, после чего оно окунается в глазурь и опять отправляется в печь на обжиг, в процессе которого краска (кобальт) меняет свой цвет, а глазурь становится прозрачной.
Традиционными гжельскими рисунками являются трава, листья, злаки, веточки, ягоды, букеты и гирлянды цветов. Прототипами цветов могут служить розы, гвоздики, ромашки, лилии, астры, маки и пионы. Форма всех цветов носит условный характер, представляя собой растительную орнаментальную роспись. Часто на своих изделиях художники изображают известные гжельские сетки - «жемчужинки», «гребенки», «усики» и «капельки».
На белоснежных фарфоровых и майоликовых блюдах можно увидеть диковинных птиц цвета яркого неба, животных, множество прекрасных растительных орнаментов, а также главный излюбленный узор — гжельскую розу.
Сегодня в росписи Гжель используются лишь два основных цвета — белый и синий. Некоторые говорят, что такие цвета были выбраны специально, по цвету ясного неба в России, но думается, что в этом красивом суждении есть только доля правды. Известно, что изначально для росписи использовались яркие зеленые, желтые, красные цвета. Гжель не была предметом роскоши и предназначалась для обычного люда. Расписанная яркими красками посуда украшала дома крестьян и широко использовалась в быту. Но в начале XX века яркие затейливые цветы на блюдах не соответствовали цветовой гамме и геометрии революционных звезд и стягов. Так разноцветные старинные растительные орнаменты и букетики сменила гжельская роза цвета неба и полевых васильков.
Гжельскую розу часто называют и по-другому — агашкой. История этого названия такова. Производством фарфоровых изделий, в том числе и изделий в стиле гжель, широко занимался Дулевский фарворовый завод. Роспись по фарфору в основном выполняли наделенные художественным вкусом простые заводские работницы, из крестьянок. Они чаще всего использовали в росписи растительные орнаменты и природные мотивы — листья, затейливые узоры, диковинные цветы. Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда-то и пошло название «агашка».
У гжельских мастеров есть свои секреты, как правильно нарисовать гжельскую розу. Во-первых, в росписи используется техника мазками. Каждый мазок должен отличаться от предыдущего. Здесь главный секрет — это правильное сочетание белой и синей краски и сила нажима на кисть при нанесении краски. Сначала на кисточку густо набирают краску, а потом с разным нажимом прикладывают кисть к изделию, создавая цветок. Первые мазки должны быть самыми сочными, а затем становиться все светлее и светлее. Другой прием — это «мазок с тенями», он считается в росписи самым трудным. Одним движением кисти достигается переход от более насыщенных цветов к более мягким, светлым. При этом широкий мазок сужается и переходит в тоненький острый кончик. Когда гжельская роза готова, ее украшают завитками, листиками или аккуратно наносят на краешки цветка золотистую краску. Кстати, для того чтобы полностью освоить технику мазков, художникам требуется около пяти лет!
Гжельские мастера имеют свои секреты, заключенные в особой технике нанесения мазков: каждый мазок индивидуален и отличается от предыдущего. У каждого мазка и способа его нанесения есть свое определенное название, и, надо признать, таких названий существует немало. Кроме того, при выполнении гжельского рисунка необходимо использовать правильные соотношения синих и белых цветов. Для того чтобы овладеть гжельским мастерством, необходимо потратить не один год и приложить немало кропотливых усилий, а возможно даже пройти через череду неудач, и только после этого становится возможным приобретение истинного мастерства.
В сочетании синего и белого каждый видит что-то свое. Кому-то мерещатся заснеженные вершины, кому-то пенистые волны океана, а кто-то видит в этом сочетании отражение русского неба в зеркале подмосковного озерца.
Чем так привлекателен гжельский фарфор? Почему даже самые отъявленные модники, оказавшись у витрины с великолепной посудой, украшенной сказочными лепестками и бутонами, замирают, очарованные этим невиданным, диковинным чудом? А как пройти равнодушно мимо этого яркого великолепия!?
Хотя в традиционном гжельском рисунке вроде бы и нет особого изыска, он мгновенно приковывает взгляд, и сам того не замечая, начинаешь им самозабвенно любоваться. Скупая на цвет, она не выглядит монотонной. Синяя подглазурная роспись – это гармоничная игра формы и оттенка. Этот цвет завораживает и околдовывает. Прозрачная глазурь добавляет ему приятной насыщенности, а на идеальной белизне фарфора сюжеты, выполненные в технике «Гжель» смотрятся очень контрастно и выразительно.
Гжель – это не просто историческое наследие нашей страны. Это и наша современность. Нежные синие узоры на белой керамике – шедевры на века, искусство, рождаемое чистым сердцем и умелыми руками.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 57