О ВЕРХОВЕНСТВЕ ЗАКОНА
Словосочетания "верховенство закона" и "правовое государство" часто произносятся с особым трепетом и пиететом, словно это нечто священное, абсолютное, чуть ли не с небес к нам сошедшее и одинаково благодетельное для всякого гражданина страны вне зависимости от его классовой принадлежности.
Марксизм избавил право от этого священного ореола, показав, что оно лишь "воля господствующего класса, возведенная в закон". Депутаты, приведенные в парламент денежными мешками, послушно принимают законы, защищающие крупную частную собственность. Отряды высокооплачиваемых адвокатов старательно обслуживают интересы своих обеспеченных клиентов в судах. Сколько лазеек оставлено в законодательстве капиталистических государств, чтобы богатые с помощью денег могли уходить от ответственности. Одно освобождение из-под стражи под крупный денежный залог много говорит о том, как соотносятся право, социальная справедливость и капитал. Но трудящемуся большинству постоянно внушается мысль о "равенстве всех перед законом".
Фридрих Энгельс в книге «Положение рабочего класса в Англии» объясняет, зачем нужна эта всеобщая вера в закон и его некую надклассовую безусловную справедливость:
«Конечно, для буржуа закон свят: ведь он является его собственным творением, издан с его согласия для защиты его личности и его интересов. Буржуа знает, что если один какой-нибудь закон и причиняет ему неудобства, то всё законодательство в целом направлено к защите его интересов, а главное, что святость закона, неприкосновенность порядка, установленного активным волеизъявлением одной части общества и пассивным — другой, является самой надёжной опорой его социального положения».
Нет комментариев