Russian Ocean Way.
17-23 апреля. Переход Сокотра - Джибути
17 апреля 2024 года
В 9.40 снимаемся с якоря.
Экипаж Russian Ocean Way покинул остров Сокотру и направляется в Джибути (Восточная Африка), путь в 670 миль займет семь дней. Сейчас держим скорость 4,5 узла.
Капитан Станислав Березкин и Евгений Ковалевский решили идти по маршруту: остров Сокотра- Джибути (Восточная Африка). Путь проходит через Аденский залив в Красное море, где в настоящее время сложилось опасная ситуация из-за нападений сомалийских пиратов и хуситов на мирные суда.
Курс на вход в гуманитарный коридор, который инициирован морскими службами Великобритании для о еспечения безопасности проходящих через Аденский залив и Красное море торговых судов. До входа в коридор 220 миль. Двое суток напряжения, потому что до ближайших сомалийских островов 40-50 миль. До побережья Сомали 100 миль.
Стас продолжает себя плохо чувствовать. Физически работать не может. Но на моё предложение освободить его от несения вахт, ответил отказом.
- Мне будет ещё хуже, - заявил Стас.
Несем вахты втроём по 4 часа.
Ночь с 17 на 18 апреля тревожная. Сильный дискомфорт.
Несмотря на ночь, горизонт хорошо просматривается, благодаря лунному свету. Впереди справа налево наш курс пересёк танкер. Идёт без огней. Для нас это удивительно.
- Опасается пиратов, они могут захватить танкер с целью продажи нефти, поэтому капитан не зажигает огней, в надежде, что пройдут незамеченным. - комментирует Стас.
Мы также не зажигаем огней.
Ночная вахта - триллер. Второй час напряжённо всматриваюсь в темноту. В основном смотрю вперёд и влево, к берегам Сомали. Но не забываю осматривать весь периметр.
Вахта превращается в психологическое испытание. Непонятное чувство. Страх, опасения, осторожность. Можно как угодно назвать это состояние. Психологический дискомфорт, один из самых высоких за всю экспедицию. А ведь мы в пути уже два года и десять месяцев.
Скорее бы вахта закончилась, разгрузить голову, снять нервное напряжение.
Что это там слева, кажется огонёк. Нет, показалось.
Раньше мы ждали с надеждой любого огонька. Сейчас ожидание увидеть огонёк вызывает страх.
24:00 Сдаю вахту. Спать.
18 апреля 2024.
Три раза в сутки высылаем в Береговой штаб Юлии координаты и информацию о курсе и скорости, сколько миль до гуманитарнного коридора, сколько миль до Джибути. Юля передаёт информацию в UKMTO. В случае опасности нападения пиратов есть надежда на помощь от этой британской организации. UKMTO оповистит все военные корабли - нам помогут. Хочется в это верить.
Несу вахту с 8:00 до 12:00. Жара. Океан тёмно-синий, спокойный. Лёгкая бортовая качка. Волна до 1 метра. Ветер юго-восточный слабый. Паруса еле тянут. Помогаем мотором. Надо быстрее пройти опасную зону.
11:40 видим два судна в 3-4 милях за кормой. Идут в паре с юга на север. Рассматриваем в бинокль.
Радуемся, опознав в судах Карго. В этой акватории суда часто объединяются в группы, что снижает риск захвата пиратами. 10-15 лет назад, да и вообще последние 50 лет сомалийские пираты были грозой территории.
Для прохождения через Аденский залив яхты объединялись в конвои. Стартовали от Салала, Оман и шли вместе до Джибути. Формировали ромб, по углам суда помощнее. Устанавливали скорость, которую обязаны были выдерживать все. Проблемы начинались, когда кто-то не держал заданную скорость. Тогда общий темп снижался, риск пиратского нападения повышался. Все яхты должны были идти без огней, убирать радарные отражатели, не включать рации УКВ. Это всё было чрезвычайно трудоёмко.
В конце концов, несколько лет назад ЕС, США, Россия, Китай, Индия увеличили присутствие ВМС в этом районе. Был создан коридор безопасности, при следовании которым увеличивается вероятность присутствия поблизости военного корабля. Гарантии полной безопасности нет, но шансы увеличиваются.
Коридор состоит из двух частей. Идущие на запад пользуются Северной частью коридора, ширина которой 5 миль. Идущие на восток - Южной частью коридора шириной 5 миль. Между ними буферная зона 2 мили.
Наша задача как можно быстрее достичь Северного коридора, а до него ещё более 100 миль нервозности, напряжения, страха.
12:00 Сдаю вахту. Готовлю традиционный салат: два огурца, пять помидоров, луковка, три зубка чеснока, один лайм, соль, подсолнечное масло.
Вкуснотища!!! Молодец, Женя.
Океан спокоен и синь. Лепота!
15:00 после отдыха выхожу на палубу. Филипп сообщает:
- Чужих кораблей нет. -
Филипп рисует море пастельными карандашами. Художник.
16:00 высылаем Юлии в Береговой штаб информацию. Учитывая высокую опасность перехода договорились высылать информацию и выходить на связь три раза в сутки. До этого один раз в сутки.
20:00 Заступаю на вахту до 24:00. До входа в коридор 73 мили. Небо чёрно-белое. Ярко светит Луна. Огней не зажигаем.
4 часа напряжённо всматриваюсь горизонт, опасаясь увидеть огни пиратского судна. Горизонт пуст.
В районе 21:00 была странная ситуация. Вижу боковым зрением, что справа прямо рядом объект. Резко вскакиваю, оборачиваюсь. Поверхность океана хорошо освещается. Смотрю несколько минут вдоль левого борта вдаль. Никого. Сажусь, наблюдаю за приборами. Чувствую, сзади кто-то есть. Смотрю боковым зрением, вижу небольшой корабль. Вскакиваю, всматриваюсь в темноту. Ничего и никого. Думаю, где-то рядом пираты, а я не могу их увидеть. Быть беде. В третий раз боковым зрением вижу небольшой корабль. Теперь уже не резко, а медленно поворачиваю голову направо. Вижу объект, он приближается. Становится всё более отчетлив. Вот оно!
Это оказывается на леере болтается прищепка. В темноте я её вижу позади себя боковым зрением, а когда оборачиваюсь и смотрю вдаль, прищепка пропадает. Я не вижу ее, маленькую, вблизи, потому что смотрю вдаль. Сколько адреналина я поймал с прищепкой-кораблем. Уже думал всё - вот они пираты. Обошлось.
Я заболел. Насморк, горло болит, головная боль. Простуда.
19 апреля 2024
Ночью меня морозило, душил кашель и сопли. Встаю в 6 утра отправить Юлии координаты и другую информацию. Вижу карго за кормой. Стас сообщает, что мы дошли до границы Южной части коридора безопасности. По нему суда идут с Запада на восток.
7:50 Свершилось!!! Мы достигли северного коридора. Видим несколько судов, двигающихся на восток. Меняем курс с 286 на 256 градусов. Ставим курсовую точку на Джибути. Ура! Шансы попасть в лапы пиратов снижаются.
Идём левым галсом. Ветер юго-восток, слабый. Скорость 4.5 узла. Жара жарит нестерпимо. Ноги не терпят температуру палубы.
В 11:00 делаю традиционный салат: огурцы, помидоры, лук, чеснок, лайм, соль, масло. Передаю информацию Юлии в, Береговой штаб.
Есть будем после 12:00, как сдам вахту. Океан синий синий! Солнце яркое жёлтое.
Паруса белые полные. Мы красные от жары. Стас больной. Я больной. Филипп весёлый. Юля в Томске переживательная.
Перед уходом замечаю карго, который шёл в 3 милях слева сзади. Видимо, поймав наш парусник на радаре, карго резко тормозит, выжидает. Потом снова идёт вперёд. Нас принимают за угрозу (пиратов).
Отдыхаю до 15:00. Выхожу на палубу. Идём по Аденскому заливу между Сомали и Йеменом. Идём в правой трети, ближе к побережью Йемена, подальше от Сомали. Идём прямо на Солнце. Океан пуст. Кораблей нет.
16:00 Связь со штабом. Высылаю Юлии координаиты, курс, скорость и др.
Филипп готовит вкуснейший супчик из крупы и консервов. С чесноком божественно.
20:00 Заступаю на вахту. Темно. Тихо. Луна тускло освещает пространство. Пространство чёрно-белесое, мутно-туманное, загадочное, таинственное. Нечто кладбищенские. Идеально подходит для пиратских нападений.
Ветер юго-восточный. Попутный. Грот на 1 рифе плюс стаксель. Помогаем мотором, чтобы быстрее пройти опасную территорию. Скорость 6 узлов. Слева вдали вижу карго. Он приостанавливается, поймав нас на радаре. Затем исчезает во мгле. Вахту нести тяжело. Я нещадно болею. Душит насморк, басит горло. Голова потрескивает.
20.45 слева в 3-4 милях идут два карго, в паре. Здесь такая практика, легче отбиться от нападения.
23:00 Ветер усиливается сильная бортовая качка. Автопилот едва справляется, стонет, пищит, но тянет.
24:00 Сдаю вахту Филиппу.
20 апреля 2024
Ночью вставал на пи-пи. Обнаруживаю спящего Филиппа. Он на вахте. Тихонько присаживаюсь рядом и рассказываю легенду про Чёрного Динозавра.
В океане на большой глубине живёт Чёрный Динозавр. На дне океана гигантская пещера. В ней Чёрный Динозавр, Чёрная Динозавриха и восемь Чёрных Динозаврят . Ночью и на рассвете Чёрный Динозавр тихо всплывает на поверхность океана и ищет парусники, на которых вахтенный заснул. Чёрный Динозавр подкрадывается к паруснику, убеждается, что вахтенный спит, хватает его и утаскивает в чёрную динозавровую пещеру.
А там уже с ложками и поварешками ждут не дождутся Чёрная Динозавриха и восемь Чёрных Динозаврят. Дружно динозавриная семья поедает желанную добычу. После Чёрный Динозавр возвращает на осиротевший парусник трусы и часы несчастного. Трусы в качестве укора. Часы как напоминание о бдительности.
От моей истории, Филипп в ужасе просыпается : Где я, кто я, что я???
Я ухожу спать.
Яхтсмены, будьте бдительны на ночных вахтах. Чёрный Динозавр никогда не дремлет и терпеливо ждёт.
Всю ночь кашляю, ем антибиотики.
6:00 связь со Штабом. Высылаю Юлии информацию. До Джибути 332 мили. При такой динамике можем придти вечером 23 апреля вместо 25 апреля.
Утро пасмурно- стальное. Океан стальной. Небо стальное. Облака стальные. Солнце стальное.
А мы - стальные, или погулять вышли!
Волна др 1.5 метров. Сильная бортовая качка.
10.15 Качка вызывает рыскание парусника. Автопилот не справляется. Убираем грот. Рыскание меньше.
10:45 Связь с Береговым штабом. Сообщаю Юлии, что первый этап возможного нападения пиратов миновали. Но расслабляться нельзя. На обед салат из помидоров и огурцов от Ковалевского.
Ужин - лапша с тушенкой от Филиппа.
Мне нездоровится. Душит кашель.
Ночью Луну из-за облаков не видно. Однако Пространство вокруг парусника светло-тёмное благодаря лунной подсветке.
21 апреля 2024
Около 4 часов утра выхожу на палубу. Изучаю звёздное небо. Справа Волопас. Впереди слева Скорпион. За кормой в паре Марс и Сатурн. Слева прямо над водой Альфа Центавра.
6:00 Связь со штабом. Передаю Юлии координаты.
- Что-то вы слишком близко к Йемену, - замечает Юлия.
- Зато подальше от Сомали, - ответствую я.
8:00 Вахта. Жара. Океан глубоко синий волнистый. Качка.
Жара. 12:00 Салат от Ковалевского.
16:00 Связь со Штабом. Юля всегда ждёт от нас добрые вести, опасаясь ЧП. Нервничает и переживает сейчас особенно. Поэтому связь три раза в день. В 6:00, в 11:00, в 16:00.
Океан пуст. Ни корабля, ни пирата, ни хусита.
20:00 - 24:00. Ночная вахта. Пространство светло-тёмное. Небо в тучах. Кораблей нет. Звёзды тусклые.
22 апреля 2024
День рождения Ленина.
Подъём в 6. Связь со Штабом в Томске. Жара. Океан голубовато-стальной.
Так как пару раз я заставал Филиппа, придремавшим на вахте, решил написать стиш про Чёрного Динозавра. Легенда гласит, что на большой глубине в океане находится Чёрная Пещера. В ней живёт Чёрный Динозавр, его жена Чёрная Динозавриха, их 8 детей Чёрных Динозаврят. По решению Создателя Чёрный Динозавр имеет право охотиться только на заснувших вахтенных.
Итак СТИШ:
"Филипп и Чёрный Динозавр"
Филипп не спит когда идёт в кокпит.
Он бодр и весело, смотрит в Океан. Шмольнул бычок, откинулся и спит.
Не разбудИт его громгласный барабан.
Но это днём, а ночью всё не так.
Ночная вахта важный элемент.
Нельзя Филиппу спать совсем никак. Корабль могёт развАлиться в момент....
Продолжение стиша следует...
Весь день жара.
Ночью Стас нагнал страха. Когда я вышел на ночную вахту, Стас информировал, что невдалеке рыскал в разные стороны катер. Подтвердил продолжение режима движения без ночных огней. Опасность пиратской атаки сохраняется. В напряжении несу ночную вахту. 4 часа на адреналине. Не хочется в последнюю перед Джибути ночь попасть ы лапы пиратов.
23 апреля 2024
Ночью в 2:30 Филипп на вахте, видит береговые огни. Это Джибути.
6:00 Вокруг множество кораблей. Карго, военные. На военных кораблях флаги США, Франции. Видим как рыбацкая лодка идёт близко к военному кораблю США. Два сторожевых риба с проблескивающими синими огнями резво срываются с места и отгоняют рыбаков. Контролируют не приближение объектов к кораблю.
7:40.бросаем якорь в порту Джибути.
Самый опасный участок путешествия вблизи берегов Сомали пройден. Мы сделали это. Ура!
Индийский океан, если включить в него Аденский залив, теперь уже окончательно пройден.
Руководитель экспедиции Евгений Ковалевский.
Комментарии 1