#возвращениеимён 30 октября - день памяти жертвам репрессий в РФ (31.мая в Казахстане) В годы перестройки власть разрешила потомкам расстрелянных не молчать. Немецкоязычные газеты стали публиковать списки и истории репрессированных. В некоторых селениях жители и администрация хозяйств воздвигали мемориалы В 1990 г. в селе #орловкаВКО появился памятник "Жертвам репрессий. 1930-1950“ (фото). На открытии присутствовали потомки осужденных/расстрелянных и дети трудармейцев. Первая волна сталинских репрессий уроженцев и жителей немецких лютеранских соседних посёлков Орловка и Хуторское #ротХутор началась в 1934 году. За десять последующих лет осудили пять групп мужчин. Забирали обычно в
Какие самые яркие воспоминания у людей старшего поколения? И через 70 лет после ВОВ #детивойныАА вспоминают о пережитой боли- о голоде, потери родителей и о злых взрослых. В казахской степи детям спецпоселения немцев #ОрловкаВКО пережить голод помогали скудные дары природы - дикий чеснок, суслики и #паслён. Знакомый местный немец в Германии удивился, увидев в моём саду кусты паслёна: „Haben Sie Vorliebe zu dieser Pflanze?“ Рассказала ему о #вкусдетства - откуда моя любовь к растению, которое многие не знают или принимают за сорняк. Не только я, но и мои бывшие односельчане собирают осенью на полях грозди чёрных, маленьких, сладких ягод или выращивают их в своих садах в Германии. Как и
Лютеранам и в жизни и в случае смерти важны скромность и отсутствие роскоши. Сегодня речь пойдёт об их ПОГРЕБАЛЬНОМ ОБРЯДЕ на примере бывшего немецкого села #ОрловкаВКО. Его основали в начале 20 века выходцы из Поволжья. Депортированных чеченцев, православных и самоубийц долгое время хоронили отдельно на территории кладбища. Захоронение обнесено кованым ограждением с широкими воротами. #Лютеране хоронили головой на запад, а распятие ставили, в отличии от православных, со стороны головы. После омовения усопший находился в своём доме на скамье/помосте 1-2 ночи, в зависимости от времени года и организации похорон. Предигер О. братской общины читал на немецком псалмы, а женщины пели духовны
Cтихи, проза, музыка, кабарэ, немецко-платский диалект, картины, общественная работа, генеалогия... И это ещё не все увлечения Катарины Г. Фаст из большой меннонитской семьи маленького села Розенвальд/Лесное. Der Deutsche Nationalkreis #Halbstadt in der Region #Altai brachte eine Künstlerin hervor, die wir euch gerne vorstellen. Katharina G. Fast @fastkatharina feiert heute ihr 65-Jubiläum. Bereits in der Perestroika-Zeit gründete die Tochter des Kolchosvorsitzenden Heinrich Dieter Friesen im Dorf #Rosenwald das plattdeutsche Musik- und Theaterensemble „Sonnenschien“ mit. Ihr Interesse für Kultur und die plattdeutsche Sprache hat sich in Deutschland vervielfacht. Sie probiert sic
#возвращениеимён Интервью с поволжской немкой Розалией Зоммер/Майер (1.02.1925-22.02.2019) о жизни трудармейцев в женской ИК У-235 Нижний Ингаш, КРАСЛАГа. 1942-1944 гг. 2016 год. Нижняя Саксония СОДЕРЖАНИЕ: 1.13 - заселение в клубе 1.42 - заключённые из г. Маркса 2.44- территория зоны 3.03 - безрукий надзиратель 3.42 - на лесоповале без инструментов 4.18 - баланда 5.08- лесозаготовка 6.38 - в бараке после работы 7.04- больная и надсмотрщик. Смелая учительница Кригер 9.48 - требование встречи с лагерным начальством 14.52- положение улучшилось 16.54 - письма 17.14 - дети трудармеек 17.56 - мама (Зоммер Марта Ивановна 1903 гр.) 18.08- освобождение, дорожный паёк 20.14 - в поезде 20.55- т
#возвращенцы
Большинство депортированных немцев мечтало вернуться после войны и отмены комендатуры из спецпоселений Сибири и Урала в родные немецкие деревни на Волгу, Кавказ и Украину.
Возвращение удалось немногим. В их дома заселили во время войны эвакуированных, а в колхозах не было лишних рабочих мест. Кроме того, редко им местные власти переезд разрешали.
Вильгельм Варкентин не смог прописаться в своём родном селе Гнаденфельд. Его приняли в 1957 году с семьёй в другом украинском селе - Кринички. Здесь прилежный меннонит первым делом пoстроил семье уютный дом из ракушечника . Дети помогали - пилили в карьере камень.
Однако жизнь в тёплом Причерноморье оказалась ещё тяже
#причерноморскиенемцы#меннониты
Давно не публиковали мы неизданные стихи поэта-меннонита из Украины Иоганнеса Г. Никкеля (1902-1944).
Впечатляют не только сами стихи (есть и критика советской власти!), но и их путешествие по свету. За век тетрадки побывали не только в разных странах, но и на разных континентах.
Поэт всегда имел при себе рукописи, как бы спешно ему не приходилось покидать свой дом: в 1930ые, когда во время раскулачивания отца, убегая от властей на Донбасс, он с братьями под покровом ночи покинул #гнаденфельд / Молочна. И тогда в 1940ые, когда его семья была спешно депортирована в Казахстан.
Супруга Анна переписала ветхие листочки ровным почерком готическим шрифт
#возвращениеимён #кавказскиенемцы Помните про жён декабристов, которые добровольно подались в 19 веке вслед за мужьями на каторгy в Сибирь? Лидия Ведлер отправилась вслед за мужем в 1943 в один из трудлагерей Новосибирской области. Юная пара кавказских немцев, Лидия и Фридрих Ведлер, расписалась в ЗАГСе накануне войны. Фридриха и всех его сослуживцев-российских немцев советское правительство сослало с фронта подальше в Сибирь - в трудармию. Доверие к российским немцам убывало у властей с каждой новой войной с Германией. Лидию с семьёй и односельчанами депортировали c Кавказа тоже от фронта подальше - в Северный Казахстан, в село Киялы. Как только пришла первая весточка от мужа, молода
Напишите, что Вы ищете, и мы постараемся это найти!
Левая колонка
О группе
Seite für Benachrichtigungen über kulturelle Veranstaltungen in der Region Südoldenburg und deutschlandweit.
Cайт для оповещения о культурных событиях-новостях в регионе Зюдолденбург и в Германии