Cerca Trova. Какие загадки скрывала выставка Леонардо да Винчи в Пикетном зале?
Как правило, выставка живописи в Эрмитаже — это итог длительной научной, а нередко и реставрационной работы. Когда исследования уже завершены, одна из последних задач куратора — помочь установить заочный диалог между зрителем и художником, насытить их общение смыслами и деталями. Для самих научных сотрудников лакун к этому моменту уже не остаётся, а зритель картины всегда знает, что находится перед ним.
Выставка
«Новые загадки картин Леонардо да Винчи» — другая. Об авторе её произведений кураторы говорят с осторожностью: «по-видимому», «возможно», «скорее всего». Гении Ренессанса создавали шедевры, которыми человечество восхищается до сих пор. Но только Леонардо да Винчи сумел оставить после себя ещё и загадки, над которыми уже полтысячелетия бьются искусствоведы.
«Зверское безумие войны»
В начале XVI века восстановленная после изгнания Медичи Флорентийская республика остро нуждалась в наглядных символах своей победы. В 1503 году недавно избранный на пожизненное правление гонфалоньер Пьеро Содерини заказал Леонардо да Винчи роспись Зала Большого совета в Палаццо делла Синьория (ныне — Палаццо Веккьо), где заседало городское самоуправление. Роспись должна была быть посвящена битве 1440 года при Ангиари, в которой Итальянская лига, возглавляемая Флорентийской республикой, одержала победу над войсками Миланского герцогства.
За несколько месяцев до этого, в разгар второй итальянской войны, Леонардо поступил на службу архитектором и инженером к Чезаре Борджиа. Его главная цель — создать в Средней Италии централизованное государство под эгидой монарха — оправдывала любые средства. Леонардо же, по собственным воспоминаниям, вскоре пришёл в ужас, а затем и пропитался глубоким отвращением к pazzia bestialissima — «зверскому безумию войны», охватившей Италию. При первой же возможности он покинул Борджиа и вернулся во Флоренцию.
«Битва при Ангиари» должна была стать самым знаменитым и самым крупным произведением Леонардо-художника. Ничего подобного в истории живописи прежде никто не делал: огромная (примерно 8 на 18 метров; это в два раза больше, чем фреска «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие) многофигурная композиция охватывала всю панораму сражения. Планировалось изобразить не только отчаянно сражающихся воинов, но и тех, кто только готовится вступить в схватку.