Как известно, уже с 2012 года «Основы православной культуры» преподают в государственных школах, а с начала 2014 года во многих вузах появилась теология, которую преподают преимущественно служители культа.
Понятно, что это связывают в основном с «возрождением духовности», однако по факту, конечно, нужно помнить, что в первую очередь все это незаконно, поскольку в федеральном законе «О свободе совести» указано, что государство:
«обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»
Норма нарушена – никто не наказан. Т.е. закон не работает. И сразу же возникает вопрос: а кому это вообще нужно? Ведь в действительности объективных факторов для того, чтобы пропагандировать религию в государственных учреждениях, нет.
Ведь есть духовные академии, воскресные школы и проч., где можно промывать мозги тем, кто желает (или если родители детей желают), есть частные школы с религиозным уклоном и т.д., т.е. не ясно, для чего все это мракобесие нужно в государственных школах.
В общем, стоит обратить внимание на историю. Ясно, что в Российской империи все это использовалось как инструмент управления. До революции попы об этом говорили в своих изданиях:
«Для того чтобы удалить из сердца пролетария недовольство и отчаяние, нужно указать ему за мрачными тучами скорбей и бедности, которые его окружают, лазурное небо вечных наслаждений в обителях отца небесного, которое открывает религия. Отнимите у пролетария религию, и вы напрасно будете убеждать его быть скромным и уважать права другого: он, может быть, будет молчать до поры до времени, но при удобном случае разорвет свои цепи» (Православный собеседник, 1909, т. II).
Понятно, что центром просвещения церковь не была, и в основном работала исключительно на государство. Причем совершенно любое. Конфликты бывали редко, и то только в том случае, когда государство отказывалось платить зарплату попам и пользоваться их «услугами».
И если с царским режимом все понятно, то стоит вспомнить еще период Великой Отечественной войны, когда отдельные территории контролировали оккупанты. Собственно, им приходилось как-то поддерживать жизнь, в частности заниматься пропагандой. И для этого они активно использовали представителей православного культа.
Планы нацистов в этом плане, конечно, были интересные. В 1942 году Гитлер сам считал, что в плане пропаганды самое лучшее:
«Ни один учитель не должен приходить к ним и тащить в школу их детей. Если русские, украинцы, киргизы и прочие научатся читать и писать, нам это только повредит...
Гораздо лучше установить в каждой деревне репродуктор и таким образом сообщать людям новости и развлекать их, чем предоставлять им возможность самостоятельно усваивать политические, научные и другие знания. Только чтобы никому в голову не взбрело рассказывать покоренным народам об их истории...» (Ковалев. Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации).
Сразу же возникают интересные параллели с современностью. Но можно вспомнить роль попов в пропаганде. К примеру, воспоминание М. А. Горькавого о том, как обучали в школах на оккупированных территориях:
«В начале сентября нас, мальчишек, живущих на Подгорных улицах, заставили идти в школу, которую открыли в двухэтажном большом доме. На первом занятии дал напутствие немецкий офицер на достаточно чистом русском языке. Затем достали мы свои учебники и начали по команде заклеивать бумагой всех партийных вождей и военачальников. Потом появился батюшка в рясе и с крестом, и с того дня мы стали изучать Закон Божий»
А еще:
«С немецкой педантичностью оккупанты выпускали различные приказы и распоряжения, регламентирующие работу русских школ. Согласно их требованиям занятия в школе начинались в 8 часов. Перед началом занятия читалась молитва «Царю Небесный», а после занятий «Достойно есть»
«В дни каникул все учителя обязывались один или два раза в неделю в организованном порядке посетить с учениками ближайшую церковь»
Т.е. когда город продержался во власти оккупантов значительное время, то стало важно организовать пропаганду. И особую роль отвели именно пропаганде религии. Конечно, нацистам было плевать на «возрождение духовности», но они считали, что пропаганда религии им поможет удержать власть после того, как они победят в войне.
Гитлер в этом плане действовал последовательно, поскольку и немцы изучали подобные дисциплины:
«Секулярные школы недопустимы, поскольку в них нет религиозного обучения, а общее нравственное обучение вне религиозной основы построено на воздухе; следовательно, всякое воспитание личности должно исходить из веры. ... Нам нужны верующие люди»
Собственно, все это имеет давнюю историю. Можно вспомнить период золотой орды, когда церковь получила еще больше власти и не платила дань.
Сами попы в дореволюционный период высоко ценили время, когда Русь подчинялась орде:
«Ярлыками утверждались следующие льготы для духовенства: во-первых, русская вера ограждалась от всяких хулений и оскорблений со стороны кого бы то ни было, строго запрещалось хищение и повреждение принадлежностей внешнего богослужения; во-вторых, духовенство освобождалось от даней, всяких пошлин и всяких повинностей; в-третьих, все церковные недвижимые имения признавались неприкосновенными, и церковные слуги, т. е. рабы и холопы, объявлялись свободными от каких бы то ни было общественных работ» (Звонарь, 1907, № 8).
«В татарский, или монгольский, период, независимое положение церкви нашей упрочилось благодаря покровительству татарских ханов Золотой Орды. В этот период времени церковь наша получает от ханов особые привилегии, благодаря которым духовенство благоденствует и становится крупной капиталистической величиной» (Странник, 1912, № 8)
Так что для значительной части попов победа Гитлера – их победа. Поскольку в случае победы, несомненно, их услугами бы воспользовались, а попы, которые служили СССР, были бы ликвидированы, т.е. многие служители культа могли претендовать на главенство в церкви.
Кстати, церковники в период оккупации были освобождены от платы налогов:
«В Орловской области от всех налогов и сборов были освобождены православные храмы» (Ковалев. Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации).
Т.е. это были обыкновенные идеологические работники, которые ожидали большего «возрождения духовности».
Помимо поповской пропаганды, конечно, не обходились без нацистской:
«Следующим этапом, рассчитанным на учеников 6-7 классов, было ознакомление с «Протоколами сионских мудрецов» и книгой А. Мельского «У истоков великой ненависти (очерки по еврейскому вопросу)». По ним каждый учащийся должен был подготовить доклад. Наиболее распространенными являлись темы: «Великий обман “отечественной войны”», «Еврейское засилье в современном мире», «Германский бунт и ответ мирового еврейства»
Но это лишь идеология. Совершенно очевидно, что качественный уровень образования, который был актуален в период СССР, был совершенно неприемлем нацистов (о чем свидетельствует речь Гитлера в 1942 г.). И как лучше сделать народ покорным и невежественным? Пропаганда религии – универсальный инструмент, от которого не отказывались ни татаро-монголы, ни завоеватели из Османской империи, ни оккупанты. Аналогичным образом бы действовали, вероятно, любые оккупанты.
Другое дело, что если подобное вводят в ускоренном темпе и намеренно в современности, дабы промывать мозги как можно большему количеству человек, то это прямо-таки наталкивает на мысль, что государственные деятели что-то планируют. Ведь даже Кураев в 2012 году отмечал по поводу «Основ православной культуры»:
"Учебники хорошие… Впрочем, уточню, учебники заслуживают самой сокрушительной критики с педагогической и методической точек зрения. Иначе и быть не могло - потому что нельзя за три месяца на коленке написать новый учебник по абсолютно новому предмету. Поэтому на все шесть учебников (включая мой) педагоги будут справедливо ругаться. Это неизбежно"
Именно скорость нового правительства (тогда кабинет Медведева был только образован) в этом плане настораживает.
Не стоит исключать, что все это может быть связано с «грандиозными» социально-экономическими реформами, которые планирует реализовать государство в ближайшие годы ввиду отсутствия роста экономики (экономический рост: 2010 – 4,5%, 2011 – 4,3%, 2012 – 3,4%, 2013 – 1,3%, 2014 – 0,2%). Т.е. поповская пропаганда должна в некотором роде «смягчить» возможный социальный взрыв.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 18