И ЭТО СНОВА ВСЕ О НЕЙ
часть 1 "О нашей ПРОРОКО - ИЛЬИНСКОЙ"
Первая деревянная церковь была открыта в 1716 году, примерно через 20 лет после того как на левом берегу реки Сивы, напротив впадения в нее Черной появились первые временные землянки русских переселенцев на "Строгановскую пустошь" так назывались необжитые земли по левому берегу Камы от Строгановских земель до места где Сива впадает в Каму. Года через два - три в землянках пропала необходимость так как появились первые избы и землянки использовались под хранение овощей или передавались новым потокам переселенцев. В 1708 году из починка по речке Сива, да по речке Черной были призваны первые рекруты в обновляемую молодым Петром Первым регулярную армию. Переписью 1710 года в починке было обнаружено восемь дворов, два из которых были пустыми, а в шести дворах проживало 12 мужчин и 12 женщин разного возраста в том числе и детского. Но через шесть лет следующей переписью уже было обнаружено 15 дворов, в которых проживало 91 человек. В этом же 1716 году, бывший починок, оставив себе название Черное, именовался так же селом Ильинским, так как была построена деревянная церковь, которая была освящена как «Пророко – Ильинская», село в документах так же часто называли Черноильинским и Ильинское Черное (тож). Первое время, церковь в селе Черное, была единственная на всю округу радиусом 50 километров в каждую сторону. Вся эта местность называлась Сивенской волостью Казанского уезда, а церковь села Черного подчинялась Вятской духовной консистории. Находилась эта церквушка примерно в квадрате, между нынешними улицами Ленина, Советская, Октябрьская и Куйбышева села Черновское и учитывая скорость ее постройки, выглядела скорее всего просто, вероятно даже без башенной колокольни.
До середины второй половины 18 века, границы прихода простирались аж до д. Быги в нынешнем Шарканском районе и до с Кельчино на юг и деревни Соснова на север. В переписи по Соснове за 1720 год сказано: «И о вышеписанных умерших, и беглых, и о всем тое деревни крестьяня Вахромей Еремеев, Филип Васильев, Ерофей Иванов с товарыщи и тое сотни других деревень с крестьяны в скаске своей под страхом смертнаго истязания и всего имения отъятия сказали: из вышеписаного-де починка из жилых и пустых дворов крестьяне мужеской и женский пол померли и бежали, и двор их пуст подлинно. И от тое убыли и малолюдства остальные жители, платя сполна подати, оскудали. А умершие погребены в селе Ильинском, что был починок По речке Сиве да по речке Черной, у церкви Илии Пророка. Погребал поп Никита Огафонов. А поп Никита по священству сказал: вышеписанного-де починка крестьяне мужеской и женский пол померли подлинно, и погребал у помянутой церкви он, поп Никита, подлинно, и против»
В приход этой, первой в нашей местности, церкви входили образованные в это же время, то есть в первые 20 лет 18 века, образованные на старых удмуртских поселениях деревни - одна в пяти верстах южнее Черного, вниз по Сиве, деревня на плоской возвышенности, починок выше по речке Черной на развилке нескольких рек и дорог. который так и назвали - Развилье, и выше него по речке Потка, так же на удмуртском поселении деревня Тойкина. Чуть позже в ближайшей округе появились починок Исламова образованный на выжженной местности (на гари) и первоначально именовавшийся Исламова гарь, починок Чистой переволоки, Шлыковское, Бердышеское, Полозово и много других. Местное население, жившее до прихода русских в этих местах, или уходили на запад, либо постепенно смешивались с русскими. Из епархиальных документов известно, что 1720 году: "Вотяки, жившие в селе Ильинском Черном, были обращены в христианство прибывшим из Казани священником Иоанном Поповым". После крещения удмуртское население постепенно «обрусеивалось» . В быстрорастущих деревнях к концу 18 века стали появляться сначала деревянные часовни. Такие деревни как Плоска, Лягушино, Чистопереволока и Бердышево, вплоть до середины 18 века по числу жителей практически не отставали от Черновского, а после некоторых бедственных событий даже и обгоняли его.
Одновременно в этих же местах селились из центральных областей, укрывавшиеся от гонения властей, раскольники различных течений и направлений. В 1725 г. крестьянин села Черновского Егор Щетников донес начальству, что в скитах вокруг села и Сивенской волости, скрываются беглые стрельцы, и вследствие этого донесения, по распоряжению Осинского воеводы, майора Романа Немкова, был командирован сюда капитан Пальчиков, который и разорил те скиты. Из скитников одни были захвачены , другие укрывались между смежными поселянами, остальные разошлись по разным сторонам, именно: трое местных священнослужителей. — в Кайгородъ, двое на Юмъ (река Чердынского уезда), несколько человек в Спасский монастырь (село Кунгурского уезда), а четверо укрылись в других местах * В приходе села Чернавскаго раскол, по местному преданию, занесен был беглыми попами и бродягами старицами. Первые совершали здесь все требы, а последние скрытно развозили Богоявленную воду и благословенные хлебы, будто бы полученные ими из старообрядческих монастырей, читали каноны и псалтирь по умершим, разумеется не даром». Миссионерская деятельность священников церкви по борьбе с раскольниками и возвращение их обратно в «лоно православной церкви», а также крещение язычески настроенного местного населения, будет одним из важных направлений работы духовников на следующие два века.
После первой массовой «чистки» раскольников, помимо пожаров и неоднократного массового голода, следующее бедствия в село Черное пришло в 1761. А потом и 1762 годах в виде ландмилиции, прибывшей для подавления неподчинения Черновских жителей и других окрестных деревень переходить в крепость строящегося Шуваловского завода. Войска жители встречали стрельбой из луков и метанием камней, было пролито немало крови, волнения крестьян были подавлены. Многих из них наказали плетьми, сослали на тяжелые работы в рудники, бросили в заводские тюрьмы. После второго пришествия войск, они были расквартированы в селе на длительное время для недопущения недовольства, а староста села Черного Федор Андреев, подает челобитную на имя Екатерины II, в которой жалуются на побои и смертоубийства в отношении земляков со стороны заводского начальства. Это письмо опубликовано в сборнике "Воткинск - документы и материалы 1758-1998" 1999 года издания. В частности, в челобитной описано, что в 1759 году, 9 июня, надсмотрщик Яковлев, забил палкой до смерти крестьянина с деревни Плоска Логинова Максима, свидетелем расправы был односельчанин Лукоян Семенов. В 1761 году с деревни Шлыков Якова Филиппова тот же Яковлев, забил палкой, при этом были свидетели с деревни Пятунино Яков Селиверстов и с деревни Развилы Михайло Савельев. В этом же письме описаны многочисленные убийства крестьян с других сел и деревень Сивенской волости.
Именно в это время в 1765 году, в нашей, деревянной Пророкоильинской церквушке случился пожар, который уничтожил все метрические книги, в которых описывались все акты гражданского состояния, как бы их сейчас назвали, жителей села и притчи с момента основания села, чем был нанесен неизгладимый урон исследователям историй родословных и краеведения настоящего времени. По факту утраты метрических книг было назначено судебное следствие, которое продлилось аж до 1796 года. Естественно данному следствию значительно помешали крестьянские волнения и боевые действия от Пугаческого нашествия 1773-74 годов.
Несмотря на ущерб от пожара, церковь Илии Пророка не переставала действовать, но недалеко от нее стали строить вторую деревянную церковь – Рождества Христова, которая к 1780 году уже работала. Неясно предназначение второй церкви в населенном пункте с количеством населения в 400 человек, но можно предположить, что Христорождественская церковь обслуживала всю приходскую округу, а Пророкоильинская только население села (это предположение автора текста, которое может быть далеко от истины). Так же трудно сейчас установить, где стояла вторая деревянная церковь, но вполне возможно, что на том месте, где впоследствии будет построен дом купца Кошкарова (но это не точно).
К 1763 году в деревне Сосновом была построена и действовала, деревянная, церковь Василия Великого и новое село стало, наряду со старым названием, именоваться Васильевским, в него влились починок Годовалов и другие хуторки поменьше, а населенные пункты вниз по Сосновке, вплоть до устья Сивы, вошли в новообразованный приход, отколовшись от Черновского. На карте первой половины 19 века, эта первая Сосновская церковь отмечена у пересечения нынешних улиц Ленина, Советская, Волкова.
При приближении войск Пугачева из башкирских земель, чтобы сохранить лояльность священнослужителей к Государству и существующему укладу жизни 13.02.1773 года, вышел указ Святого Синода об освобождении служителей церкви от телесных наказаний. До этого же времени священники поролись и наказывались за ослушания и проступки наряду с простыми крестьянами. 12.11.1773 Вятской духовная консистория разослала по всем церквям и приходам указ о запрещении церковносвященнослужителям укрывать беглых и подозрительных без паспортов людей
Учитывая тот террор заводского начальства Ваткинского завода и внутренних войск в 1761-62 годах, при приближении Пугачева к Кунгуру и Осе, многие жители села Ильинского Черного (тож) приняли сторону бунтующих, среди которых были вероятно и священнослужители Черновской церкви. Одним из отрядов руководил уроженец села Черного Носков Андрей Федоров сын, его формирование, достигающее 2500 человек, оперировало на территории нынешних Большесосновского, Воткинского, Частинского и Оханского районов. После этих событий мужское население села убыло более чем на сто человек, об этом можно судить по разнице числа жителей в переписях населений 3й и 4й ревизий. Возможно и вероятно после этого появилось кладбище на окраине села, в районе нынешней улицы Калинина, чьи захоронения были обнаружены в 2010 году.
В октябре 1774 года Вятская духовная консистория запросила сведения с Оханской округи о церквях и священниках, пострадавших от действий пугачевских войск, а так же списки священнослужителей причастных к пугаческому бунту.
30.11.1786 году новокрещенные удмурты деревни Бат Глазовской округи и деревень .Шигяну и Быги Сарапульской округи Вятской губернии стали жаловаться на неисправление христианских треб священноцерковнослужителями приходской Ильинской церкви с.Черного и требовать постройки в их местности своих храмов. В это же время происходит размежевание Сивенской волости по реке Сива и Черной на Вятскую и Пермскую губернию с соответственным разделом зон ответственности Пермской и Вятской епархий и в скором времени населенные пункты по правой, Сарапульской стороне от Сивы перейдут из зоны влияния Черновской церкви, но этот переход будет происходить еще около 50 лет.
30.04.1789 года священноцерковнослужители и приходские люди Ильинской церкви с.Черного Оханской округи ходатайствовали перед преосвященным Лаврентием, епископом Вятским и Великопермским, о строительстве в с. Черновском новой каменной церкви с колокольней вместо двух деревянных церквей (Ильинской и Христо-Рождественской), такое высочайшее соизволение им было дано и в следующем 1890 году был заложен первый кирпич в фундамент строительства в селе новой церкви.
05.12.1795 Пермское духовное правление вынесло Указ священноцерковнослужителям Христорождественской церкви с.Черного Оханской округи о заключении ими письменного договора с подрядчиками купцом Афанасием Строгановым и крестьянином Степаном Верхоланцевым на продолжение строительства каменной церкви. ГАПК. Ф.577. Оп.1. Д.18. Л.34-35 об
11.02.1796 Оханский уездный суд уведомил священников Пророко-Ильинской церкви с. Черного Оханского уезда об окончании следствия по факту пожара, случившемся в 1765 г. в церкви с.Черного и сгоревших метрических книгах церкви.
Таким был первый, нелёгкий век жизни двух первых поколений Черновчан в пойме реки Сива на устье с рекой Черной под покатым, круглым холмом. Впереди был новый век и новое время жительства селян при постройке новой церкви которое затянется на долгие сто лет. Но об этом в другой части…
Комментарии 1