Цитата дня Мы все больше думаем о том, что рай и Царство Небесное – это блаженство. И цель жизни христианской – в это Царство любви попасть. Но мы представляем себе это Царство любви как Царство любви к себе. А Евангелие говорит, что это Царство любви не к себе, а к ближнему, и только этим оно определяется. прот. Алексий Уминский
    0 комментариев
    1 класс
    Из писем святителя Игнатия (Брянчанинова) Очень хорошо, когда человек постоянно видит и исповедует себя грешным. От такового самовоззрения дух человека пребывает постоянно в смирении и Боголюбезной печали. Но надобно, чтобы такое самовоззрение было растворено благоразумием и не переходило должной меры. В последнем случае оно может быть вредным, может поставить человека в совершенное недоумение и относительно его жительства. Естество наше повреждено грехом. По этой причине сердце каждого человека производит само собою в большом количестве плевелы. И потому, кто видит возникающие в себе плевелы, никак не должен удивляться этому, как чему-нибудь необыкновенному, не должен приходить в недоумение и малодушие. Так быть должно! Плевелы сердечные делают свое: растут и растут; будучи выполоты, снова появляются. И мы должны делать свое: полоть и полоть плевелы. Таким положением укореняется в человеке смирение. К смирению нисходит милость Божия. Всесильный и всеблагий Бог неуклонно смотрит на нас. Он потому и попускает нам положение, приводящее нас к смирению, чтоб даровать нам свою милость. На все есть свое время: есть время для посева, опять другое для жатвы, для молочения, для превращения в муку, для печения; наконец, для вкушения хлеба. Душа каждого человека, предавшегося в служение Богу без всякой лукавой, земной цели с целью Богоугождения и своего спасения, находится в руце Божией. Такую душу никто и ничто не исхитит из руки Божией. Такой душе Бог дарует на время земного странствования тесный путь, широкому пути невозможно придти к Богу. С верою предай себя Воле Божией, отвергая от себя не трудовое попечение о себе, но попечения мечтательные. Когда придут такие попечения, гораздо лучше обращаться с молитвою о себе Богу, нежели вдаваться в сочинения и живопись разных планов, всегда несбыточных. Благословение Божие да почиет над тобою.
    0 комментариев
    2 класса
    Я уверен, что сегодня главная забота верующих родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда. Услышьте в моем призыве не голос консервативного священника, а голос человека, у которого из восьми дипломов, приобретенных после среднего образования, три педагогических: педуниверситет и две магистратуры – «Управление учебными заведениями» и «Педагогика высшей школы». Я сам одно время преподавал педагогику магистрам. Кроме того, я и сейчас работаю профессором и заведую кафедрой вуза. Поэтому имею право сказать, что думаю по поводу современной системы образования. Современное образование забыло или, наверное, правильнее сказать «забило» осиновый кол на всем лучшем, что было создано педагогикой со времени ее основания. Сегодня Антон Семенович Макаренко – самый невостребованный учитель. Его нигде не цитируют, на него не ссылаются, его книги давно не издаются. Хотя за рубежом его система – самая востребованная. Например, в Японии работы Макаренко переиздают массовыми тиражами и считают обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко. Сегодня его наработки к нам возвращаются в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Все это усердно изучают на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. Но это для элиты, вернемся к средней школе. Я неслучайно начал статью с основоположника современной педагогики: все, что происходит сегодня в нашей педагогике, – это анти-Макаренко. Первое, самое важное, преступное разделение – это разделение образования и воспитания. Вернее, уничтожение воспитания в системе образования. Для А. Макаренко на первом месте было воспитание, и уже потом, как его следствие, шло образование. Вот, навскидку, лишь несколько цитат Антона Семеновича. «Если мало способностей, то требовать отличную учебу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям». Это то, что я бы написал большими буквами на кабинете учительской, чтобы каждый учитель это видел и читал по несколько раз в день. «Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». И в самом деле, зачем мы приобретаем знания? Не для того ли, чтобы прожить полноценную счастливую жизнь, или же для знаний как таковых? По этому поводу есть замечательная видеозарисовка. А вот еще цитата, которая мне особенно нравится: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать?» Но кому сейчас нужно изучать «сопротивление личности», и вообще, кто из педагогов или родителей этим занимается? Нужен результат. Самое глупое сегодня заключается в том, что выбрано в качестве оценки результата – ВНО. Система тестов в качестве изучения результатов успеваемости – это что-то вроде ироничной улыбки диавола. Множество экспериментов доказали, что современное поколение детей тупеет. Притом делает оно это очень активно. Да, они могут сдать на отлично тесты по языку – например, отметить крестиком, где какой падеж правильно поставить. Их на это натренировали. Но если дать им несколько десятков слов и попросить составить из них рассказ, они этого не смогут сделать. О чем это говорит? О том, что наша школа заменила мышление игрой в крестики-нолики. Т.е. мозг учеников перестал быть гибким. Все, что касается философии, искусства, литературы, поэзии, постепенно уходит. Потому что это область мышления, а не зубрежки. После хорошей педагогической школы, которая была в СССР (можете бросать в меня камни, но я не откажусь от этих слов: образование в СССР было одним из лучших в мире для своего времени), перестроечная школа стала выпускать «поколение Pepsi», а постперестроечная – «поколение Google». А это еще на ступеньку ниже. «Поколение Google» – это переходная стадия от человека разумного к человеку жующему. Почему ухудшается память, почему люди глупеют? А это, кстати, уже научный факт. Да потому, что человек не развивает память. Раньше за знаниями была охота, их надо было добывать. Когда я учился в университете, для того чтобы что-то узнать и, соответственно, получить зачет или сдать экзамен, нужно было по много часов кряду просидеть в библиотеке, перебрать горы карточек, заказать по ним десятки книг, пролистать их, суметь выделить суть, переписать от руки цитаты в конспект, заучить. Вот это цена хорошей оценки и полученных знаний. Сегодня информация добывается легко – достаточно тыкнуть пальцем в тачскрин. И при этом мало кого интересует, что она может быть неправдивой. Наивно думать, что Википедия дает достоверные данные. Следовательно, полученная информация ненадежна, хаотична и не способствует развитию интеллектуальных и аналитических способностей. Какой практический совет дать родителям в этой ситуации? Учите детей читать. «Книги – это переплетенные люди» (А. Макаренко). Мозг, как и мышцы, нужно тренировать. Он должен делать тяжелую для него работу. Если мы будем лежать на диване месяц и не двигаться, то нам нужно будет заново учиться ходить. Если мы не будем читать, думать, размышлять, то превратимся в примитивную социальную человеческую стаю, что, собственно, и происходит. Конечно, тем, кто хочет быть пастухом этой стаи, кто будет ее стричь и делать из нее котлеты, выгодно, чтобы было именно так. Тупой электорат лучше думающего, это давно известно. Он также выгоден и финансовым магнатам. Потому что тупой человек с примитивным мышлением будет гоняться за брендовыми вещами и видеть смысл своей жизни в бесконечном украшении своей обертки. Он будет жить и работать ради фантиков. Учите детей читать не по планшету, а по печатным книгам, которые пахнут типографской краской, которые имеют вес, цвет и запах. Хорошая художественная книга развивает язык, фантазию. Философское чтение – мышление. В противном случае пройдет немного времени, и творчество А. Пушкина, Л. Костенко, А. Чехова и Л. Толстого станет для нас непонятной и сложной шумерской клинописью. Мир реальный в сознании наших детей стал объединяться с миром виртуальным. А это новая и не изученная до конца тенденция. Мне рассказывал очевидец, как девочка лет пяти-шести пыталась большим и указательным пальцами расширить «экран» витрины магазина, на обратной стороне которой сидела какая-то муха. Что здесь можно посоветовать? Если уж так необходимо покупать ребенку планшет, то покупайте его вместе с собакой. Только делайте так, чтобы не вы, а ваш ребенок эту собаку выгуливал, дрессировал, кормил и нянчил. Пускай у него будет велосипед, мяч и удочка. В общем, весь тот набор, который нужен ребенку для освоения мира. Планшет для него – больший враг, чем рогатка. Нам уже должно быть стыдно и страшно за себя. В прошлом были цивилизации значительно более высокого интеллектуального уровня, со значительно более глубоким философским мышлением. Мы уже намного ниже уровня Древней Греции, Китая, Индии. Мы неминуемо превращаемся в примитивных аборигенов, только бусинки и стеклышки у нас иначе называются и имеют другой вид. И еще совет. Не гонитесь за непомерными школьными требованиями, которые загоняют вашего ребенка в тупик психологического рабства, тревожности, сколиоза и потерянного детства. Все эти требования сочинили, по сути, враги вашего ребенка, не идите у них на поводу. Защитите себя и своих детей от тех-агрессии образования. Я знаю семьи, которые, распределяют школьные задания дочери по членам семьи. Дедушка отвечает за математику и физику, бабушка делает уроки по литературе, папа, мама, тети, дяди – по другим дисциплинам. То, что задают на трудах, вся семья делает вместе. Ребенок не тянет всего этого. Вся семья еле справляется, зато учится дитя в престижной школе. Кому это надо? То, что писал Макаренко о своем времени, нужно умножить на 100 в нашем. Вот его цитата: «С вершин „олимпийских“ кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребенка, сделанная из самых легких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты». Главное, что есть у вашего ребенка, – это его бессмертная душа. Душа, которая должна раскрыться в этой жизни подобно цветку. Заиграть красками неповторимого индивидуального разнообразия своей личности. К сожалению, современная школа через стандартизацию, бездушность, отсутствие индивидуального подхода и веры в Бога убивает этот процесс в самом его зародыше. Постарайтесь сделать так, чтобы школьное образование не травмировало душу вашего ребенка, и постарайтесь создать все условия для ее роста, цветения и плодоношения. Протоиерей Игорь Рябко
    0 комментариев
    5 классов
    Почему ты, человек, Меня оставил? Почему от тебя Возлюбившего отвратился? Почему снова пристал к врагу Моему? Вспомни, что ради тебя Я с неба сошел. Вспомни, что ради тебя Я Плотью был. Вспомни, что ради тебя Я от Девы родился. Вспомни, что ради тебя Я был Младенцем. Вспомни, что ради тебя Я смирился. Вспомни, что ради тебя ради Я обнищал. Вспомни, что ради тебя Я на земле пожил. Вспомни, что ради тебя Я гонение претерпел. Вспомни, что ради тебя Я злословие, поношение, поругание, бесчестие, раны, заплевание, заушение, насмешки, оскорбительные, соединенные с насилием, страдания принял. Вспомни, что ради тебя Я к злодеям причтен (Лк 22:37). Вспомни, что ради тебя Я поносного смертью умер. Вспомни, что ради тебя Я погребен был. С неба Я сошел, чтобы тебя на небо возвести. Смирился, чтобы тебя вознести. Обнищал, чтобы тебя обогатить. Бесчестие принял, чтобы тебя прославить. Был уязвлен, чтобы тебя исцелить. Умер, чтобы тебя оживить. Ты согрешил, а Я грех твой на Себя взял. Ты виноват, а Я казнь принял. Ты должник, а Я долг заплатил. Ты на смерть осужден, а Я за тебя умер. Но к сему любовь Моя, милосердие Мое привлекло Меня. Не мог Я терпеть, чтобы ты в таком страдал злополучии. Сею ли ты Моею любовью пренебрегаешь? Вместо любви ненависть воздаешь. Вместо Меня грех любишь. Вместо Меня страстям служишь. Но что ты нашел во Мне, отвращения достойное? Почему не хочешь ко Мне прийти? Добра ли себе хочешь? Всякое добро у Меня. Блаженства ли хочешь? Всякое блаженство у Меня. Красоты ли хочешь? Что красивее, более Меня? Благородства ли хочешь? Что благороднее Сына Божия и Девы? Высоты ли хочешь? Что выше Царя неба? Славы ли хочешь? Кто прославленнее более Меня? Богатства ли хочешь? У Меня всякое богатство. Премудрости ли хочешь? Я Премудрость Божия. Дружества ли хочешь? Кто любезнее и имеет больше любви, чем Я, Который душу за всех положил? Помощи ли ищешь? Кто поможет, кроме Меня? Врача ли ищешь? Кто исцелит, кроме Меня? Веселия ли ищешь? Кто увеселит, кроме Меня? Утешения ли в печали ищешь? Кто утешит, кроме Меня? Покоя ли ищешь? У Меня обретешь покой душе твоей. Мира ли ищешь? Я есмь мир душевный. Жизни ли ищешь? У Меня источник жизни (см. Пс 35:10). Света ли ищешь? Я— Свет миру (Ин 8:12). Истины ли ищешь? Я — Истина (Ин 14:6). Пути ли ищешь? Я — Путь (Ин 14:6). Вождя ли к небу ищешь? Я Вождь верный. Итак, почему не хочешь прийти ко Мне? Приступить ли не смеешь? К кому удобнее приступ? Просить ли опасаешься? Кому Я просящему с верою отказал? Грехи ли не допускают тебя? Я за грешников умер. Смущает ли тебя множество грехов? Более у Меня милосердия. Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф 11:28). Святитель Тихон Задонский
    4 комментария
    86 классов
    Духовные размышления «апостола Бухареста» архимандрита Софиана (Богиу) на тему Иисусовой молитвы. Скажу вам кое-что о молитве. Сердечная молитва звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Некоторые стремятся практиковать ее, но с чуждыми ее духу влияниями: смесью йоги и других восточных практик, которые очень вредны и искажают молитву. Тем, кто желает научиться правильной молитве, я рекомендую прочитать пятый том «Добротолюбия». Таковые встанут на верный и добрый путь. Молитва Иисусова очень проста, и произносить ее нужно как можно чаще, днем и ночью, если это возможно. Ее можно произносить и шепотом, но с усилием. Цель Иисусовой молитвы – соединить ум и сердце воедино, эти два центра нашего внутреннего существа, которые почти всю нашу жизнь работают раздельно. Во внешней жизни вы можете говорить очень убедительно, красивыми словами, но ваше сердце может оставаться очень далеким от того, что говорят ваши уста. Однако когда происходит это соединение, когда разум спускается в сердце, человек становится единым во всем, что он думает, во всем, что он говорит и делает. Такой человек исполняется добротой. После длительного повторения Иисусовой молитвы, обязательно со вниманием, наступает внутреннее успокоение и необыкновенный покой, человек укрепляется в вере и доверии Богу. В какой-то момент вы начинаете чувствовать рядом Божие присутствие и исполняетесь любовью к Богу. Кроме того, практикуя Иисусову молитву, вы почувствуете чистую и святую любовь ко всем людям и ко всему творению, такую любовь, которая очень отличается от холодной и рациональной. Иисусова молитва предназначена не только для монастырей или отшельников, но возможна для каждого христианина. В нашей жизни так много пустого времени, например, когда мы стоим в очереди или ждем автобус. Не позволяйте в этот момент своему разуму блуждать! Лучше скажите: «Господи, Иисусе Христе…» Эта молитва поможет вам с концентрацией и сосредоточенностью творить и другие молитвы. Ею могут молиться даже дети, и польза от нее для них невообразима. Таким образом, ее может практиковать всякий, при условии, что человек произносит эти слова с большим вниманием и непрестанно трудится, чтобы очиститься от страстей. Если же человек полон страстей, злобы, гнева или он много суетится, то молитвы не будет. Приходящим ко мне я советую попробовать молиться Иисусовой молитвой. Польза ее поистине очень велика. Современному обществу очень нужна молитва, потому что вокруг много хулителей Бога, и это лишает всех нас милости Божией. Для меня очень большая радость встречать молодых людей, которые хотят научиться Иисусовой молитве. Постарайтесь максимально овладеть ею и не расстраивайтесь по началу. Ее не так-то легко приобрести. Но если вы будете настойчивы, то с помощью Божией вы действительно возрастете в этом. И не забывайте, что главный враг молитвы, лукавый, нападает на нас помыслами, страстями и дурными воспоминаниями именно в тот момент, когда мы молимся. Он начинает делать все возможное, чтобы у вас не осталось ревности к молитве. Но продолжайте упорно призывать имя Господне, и вы увидите результаты. Когда вы практикуете Иисусову молитву, вы чувствуете, будто находитесь уже не в миру, но в отшельнической пустыне. Вы чувствуете, что Кто-то защищает вас, что вы в объятиях Божиих, вы чувствуете Его любовь. Все зависит от нашего усердия. Если день прошел, а вы не помолились, что-то начинает вас тяготить. Чтобы преуспевать в этой молитве, нужно чаще исповедоваться. Вы должны постоянно проверять свою совесть: не гордились вы, не гневались ли, не проявляли ли жестокосердия и подобного. Это важно. Когда вы будете с Богом, то увидите, как легко все переносить. Конечно, будут и трудности. Но с Богом в сердце вы перенесете все гораздо легче. Вы знаете, что вы в руках Божиих и уже ничего не боитесь. Когда вы поставите молитву превыше всего, то затруднительные вещи, которые вы не могли сделать в течение года, будут решаться сами практически за пять минут. Все разрешится, если Бог будет пребывать в вашем сердце, если мы приобретем Любовь… Иисусову молитву можно произносить где угодно и когда угодно в беспокойной суете окружающей жизни: дома, в дороге, в школе, в магазине, на работе и даже когда разговариваем с кем-то. Я встречал многих людей, практикующих сердечную молитву. Они, знаю это наверняка, молились непрестанно. Я видел одного русского, отца Иоанна Кулигина, который приехал из Оптиной пустыни. Он был там послушником. Потом советская власть нашла его в Румынии, и он был пожизненно заключен в тюрьму. Однажды, когда он разговаривал с нами, монахами, я положил ему руку на плечо и спросил: – Отец Иоанн, вы сейчас молитесь? И хотя он при этом что-то объяснял другому человеку, он ответил: – Да, батюшка, я и сейчас молюсь. Я скажу кое-что о нем. Он еще с самых юных лет освоил Иисусову молитву. Он непрестанно молился. Оптина, где он вырос, была духовным центром под руководством старцев, практиковавших сердечную молитву. И несмотря на то, что он разговаривал с другими, его сердце молилось. Это в его случае происходило не только днем, но и ночью, постоянно. Молитва для него была как дыхание. Он также молился во сне. Я знаю это от него. Он был для всех нас большой драгоценностью. Он также был очень хорошим советником. Он знал «Добротолюбие» и святых отцов, подобно тому как наш отец Клеопа (Илие) знает «Добротолюбие» и цитирует по памяти целые страницы святого Максима Исповедника. И не может быть для человека большей радости, чем та радость, которую он испытывает, когда молитва действует в его сердце. Если бы мы могли произносить Иисусову молитву хотя бы три раза в день по пятнадцать минут, то это стало бы настоящим сокровищем, которое мы бы всегда носили с собой. Эта простая молитва может изменить жизнь современного человека. Бог хочет от нас, чтобы мы были людьми, исполненными добра. И я рад, что встречаю сегодня многих, кто практикует сердечную молитву*. *Нужно, однако, помнить, что любая молитвенная практика должна быть согласована верующим с его духовником или священником, у которого он чаще всего исповедуется. Архимандрит Софиан (Богиу)
    0 комментариев
    22 класса
    "Нужна не просто вера, но действенная вера. Надо, чтобы она так крепко вселилась в сердца наши, всецело овладев всеми нашими помышлениями и волей, чтобы мы не могли жить не так, как велит нам вера в Господа." Свт.Лука Войно-Ясенецкий
    0 комментариев
    56 классов
    "Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро — тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло — быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея." Святитель Николай Сербский.
    1 комментарий
    84 класса
    Источник прелести, как и всякого зла — диавол, а не какая-нибудь добродетель. Начало прелести — гордость, и плод ее — преизобильная гордость. Преподобный Григорий Синаит говорит: “вообще, одна причина прелести, — гордость”. В гордости человеческой, которая есть самообольщение, диавол находит для себя удобное пристанище, и присоединяет свое обольщение к самообольщению человеческому. Святитель Игнатий БРЯНЧАНИНОВ
    1 комментарий
    11 классов
    13 Мая - Обре́тение мощей святого Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (1558). С ПРАЗДНИКОМ ВСЕХ ВАС, ПРАВОСЛАВНЫЕ!!! Святителю отче Никито, моли Бога о нас. Преподобный Никита, родом киевлянин – один из первых пострижеников Киево-Печерской обители. Он подвизался там при преподобном игумене Никоне (1078–1088). В молодости инок Никита, желая прославиться среди монахов, стал просить игумена, чтобы он благословил его подвизаться наедине, в затворе. Игумен препятствовал ему, говоря: «Чадо! Не полезно тебе, будучи юным, сидеть праздно. Лучше пребывать тебе с братией, работая вместе, и ты не лишишься награды своей. Сам ты видел брата нашего Исаакия пещерника, как он был прельщен в затворе бесами; и только благодать Божия да молитвы преподобных отец наших Антония и Феодосия спасли его. Желание твое выше сил». Никита же вовсе не хотел внимать словам игумена, так как не мог преодолеть сильного рвения своего к затворнической жизни, и поэтому, чего захотел, то и сделал. И он, затворившись, заградил дверь крепко и, не выходя, пребывал один в молитве. Прошло немного дней, как инок не избег сетей диавольских. Во время пения своего он слышал некий глас, как будто бы кто-то вместе с ним молился. Никита обонял при этом и благоухание неизреченное. Затем предстал перед ним бес в образе Ангела. И неопытный подвижник, прельстившись, поклонился ему как Ангелу. Тогда сказал ему бес: «Отселе ты уже не молись, но читай книги и будешь беседующим с Богом и подашь полезное слово приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца о твоем спасении». Никита, поверив сказанному и прельстившись еще более, перестал молиться, но прилежнее начал читать книги, видя при этом беса, непрестанно молящегося о нем. Никита радовался, думая, что сам Ангел творит за него молитву. В скором времени Никита столь усовершенствовался в изучении Ветхого Завета, что знал его наизусть. Также с приходящими к нему много беседовал от Писания о пользе для души. По внушению искусителя он начал пророчествовать, и великая слава распространилась о нем, все дивились исполнению его пророческих словес. Так, Никита сообщил князю Изяславу об убийстве Новгородского князя Глеба Святославича. Действительно, вскоре пришла весть, подтвердившая его слова. В летописях сообщается, что князь Глеб был убит 30 мая 1079 года. Так что пророчества Никиты с удивительной точностью исполнялись. Это убеждало затворника в правильности избранного им пути. О молитве же и покаянии Никита не помышлял. Он часто беседовал о Священном Писании Ветхого Завета, но избегал даже упоминаний имени Господа Иисуса Христа, избегал разговоров о Святом Евангелии. Узнав об этом, святые отцы Киево-Печерской Лавры поняли, что инок находится в опасном состоянии духовной прелести. Они не оставили в беде своего собрата. Преподобные отцы, совершив многие молитвы о Никите, изгнали из него беса. После этого они спросили Никиту; знает ли он что-либо из книг Ветхого Завета. Никита клялся, что он никогда их не читал и даже оказался забывшим грамоту, так что отцы снова научили его чтению и письму. Тогда, придя в себя, Никита «исповеда грех свой и плакася о том горько, дав себе в великое воздержание и послушание, восприем чистое и смиренное житие, яко превзыти ему всех добродетелию». Человеколюбивый Господь, видя столь великие подвиги блаженного, а также и прежние его добродетели, принял его истинное покаяние. И как Петру, трижды отрекшемуся, Христос сказал после его покаяния: «Паси овцы Моя», так явил Свою милость Господь и покаявшемуся искренно Никите, ибо потом возвел его в епископа Новгородского. В 1096 году преподобный Никита был возведен митрополитом Киевским Ефремом (вторая половина XI века) в епископский сан и назначен на кафедру Великого Новгорода. В «Росписи, или кратком летописце Новгородских владык» святитель Никита значится шестым Новгородским епископом. Со времени епископской хиротонии труды святого Никиты умножились, а подвиги, которые он совершал в обители, возросли. «Он же паству приим и различными добротами себе наипаче украси, имея бо в себе молчания корень, воздержания ветвь, пощения цвет, смирения плод, любовию украшен, милостынею совершен, чистотою, и целомудрием, и правдою от обоюду, аки стенами, огражден и всеми благими нравы по многу изобилен». Предмет особых забот святителя Никиты была миссионерская деятельность по утверждению христианства, распространению и поддержанию благочестия в епархии. В течение двадцатилетнего архиерейского служения он был для своей паствы примером добродетельной жизни. В Похвальном слове святителю Никите говорится, что он тайно подавал милостыни бедным, исполняя слово Божие: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне (Мф.6:3-4). Святитель Никита был усердным молитвенником и ходатаем за свою паству, и Господь прославил его добродетельную жизнь, дав дар чудотворения. Летописи сохранили свидетельства о двух случаях чудесного спасения Новгорода от бедствий: в 1097 году святитель Никита своей молитвой угасил пожар, истреблявший город, а в другой раз во время губительной засухи низвел дождь. Очевидно, поэтому он почитается верующими как защитник от пожаров и покровитель земледелия. Известно также, что святитель Никита чтился и как защитник отечества, покровитель воинов. Летописец, рассказывая о походе Новгородского князя Мстислава и о его победах, замечает, что Мстислав вернулся «в град свой молитвами преподобного Никиты, епископа Новгородского». Новгородские святители первыми проявили свою деятельность в различных общественных начинаниях: они строили и украшали храмы с помощью лучших мастеров, которых приглашали из Византии и Западной Европы. Наиболее значительные литературные произведения Новгорода создавались главным образом при владычнем дворе. Благодаря трудам святителя Никиты в Новгороде было построено несколько храмов, не сохранившихся до наших дней, сведения о которых имеются в летописях и древних житиях: Спасо-Преображенский храм на Ильине улице (перестроен в 1574 году), Благовещенский храм на Городище (перестроен в 1342 году), деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре. Антониев монастырь – второй в Новгороде – был основан по благословению святителя Никиты преподобным Антонием Римлянином (†1147 г.; память 17/30 января, 3/16 августа, также в первую пятницу после дня памяти апостолов Петра и Павла) в начале XII века. При содействии святителя Никиты преподобный Антоний получил для монастыря территорию на берегу реки Волхов, где остановился камень, на котором Антоний чудесно приплыл из Рима. Незадолго до кончины святитель Никита вместе с преподобным Антонием разметил место для нового каменного монастырского храма, который благословил освятить так же, как и прежний (деревянный) – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель Никита собственноручно начал копать ров под его основание. Но построен храм был уже при его преемнике – епископе Иоанне (1108–1130). 13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1108 году, 31 января. Уже после кончины святителя Никиты была начата роспись стен новгородского собора во имя Святой Софии Премудрости Божией по завещанию святителя Никиты. Доныне цел каменный корпус новгородского архиерейского дома, и в памятниках, и в народном предании известного под именем Никитинского. Это самое древнее из дошедших до нашего времени строений архиерейского корпуса было перестроено до средних сводов. При многочисленных трудах и заботах по благоустройству Новгородской епархии святитель Никита никогда не оставлял сугубого подвига монахов-отшельников: под святительскими одеждами он носил тяжелые железные вериги. Погребен святитель в новгородском Софийском соборе, в приделе во имя святых Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы. В 1547 году, при архиепископе Новгородском Феодосии (1542–1551), некий благочестивый христианин в пасхальную ночь за богослужением получил в откровении повеление украсить покровом гробницу святителя Никиты, что и было исполнено. В том же году на церковном соборе состоялось общероссийское прославление святителя. Через несколько лет архиепископ Новгородский Пимен (1553–1570) совершил открытие гробницы по благословению митрополита Московского Макария († 1563). Обретение нетленных мощей святителя Никиты состоялось 30 апреля 1558 года. Примечательно, что по благодатной помощи святителя получают исцеление преимущественно больные глазами и слепые. Мощи святителя были переложены в 1629 году из обветшавшей гробницы в новую, деревянную, обложенную басменным серебром. Так как Иоакимовский придел был небольших размеров, то по благословению архиепископа Новгородского Пимена с восточной стороны придела была сделана полукруглая пристройка, соединенная аркой с Рождественским приделом. Под этим сводом и были положены в гробницу мощи святителя. Новгородцы принесли в дар своему небесному покровителю лампаду с вызолоченной надписью: «Свеча Великого Новгорода, всех православных христиан, поставлена новому Новгородскому чудотворцу Никите в лето 7066, 30 апреля, при архиепископе Пимене». Эта «свеча» святителя Никиты вместе с древней гробницей, облачением, посохом и веригами позднее хранились в ризнице Новгородского Софийского собора. В 1956 году мощи Никиты были перенесены из Софийского собора в Николо-Дворищенский собор, а в 1962 году – во храм Апостола Филиппа. В 1993 году мощи святителя Никиты были возвращены в Софийский собор. Тропарь, глас 4 Насладився богомудре воздержания, и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш святителю Никито: и ныне моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, глас 6 Архиерейства саном почтився, и чисте чистейшему предстоя, прилежно моление за люди твоя приносил еси, яко и дождь молитвою свел еси, овогда же и града запаления угасил еси. И ныне святителю Никито моли Христа Бога, спасти императора православнаго Николая Александровича, и люди твоя молящыяся, да вси вопием ти: радуйся святителю отче предивный. Молитва О, архиере́ю Бо́жий, святи́телю Ники́то! Услы́ши нас гре́шных, днесь во свяще́нный храм сей сте́кшихся, и честно́му о́бразу твоему́ поклоня́ющихся, и ко свяще́нней твое́й ра́це припа́дающих, и умиле́нно вопию́щих: я́коже си́дя на престо́ле святи́тельства в Вели́ком Но́вегра́де сем, и еди́ною належа́щу бездо́ждию, дождь моли́твами свел еси́, и па́ки гра́ду сему́ о́гненным пла́менем обстои́му, моли́твою пла́мень о́гненный угаси́л еси́. И ны́не мо́лим тя, о святи́телю Христо́в Ники́то: моли́ся ко Го́споду, е́же изба́вити Вели́кий Но́вград сей и вся гра́ды и страны́ христиа́нские от тру́са, пото́па, гла́да, огня́, гра́да, меча́ и от всех враго́в ви́димых и неви́димых, я́ко да изря́дных ра́ди моли́тв твои́х спаса́еми, сла́вим Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
    0 комментариев
    20 классов
    О молитве 13 мая. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6) Основанием каждой святой жизни должна быть живая, постоянная беседа души с Богом – в тайнике человеческого сердца, вдали от людей, с глазу на глаз, так сказать, с Самим Господом. Весь смысл молитвы заключается в этом непосредственном, тесном личном общении человека с Богом, в котором он находит доступ к Престолу Всевышнего. Мы, без сомнения, везде и всегда в присутствии Божием, но Сам Христос указал нам на необходимость уединения в нашей келлии для молитвы, и опыт доказывает нам всю пользу такого уединения, когда оно входит в привычку. Там, в этом нашем святилище, вдали от всего земного, человеческого, мы найдем источник воды живой для утоления нашей духовной жажды, там возгорится с новой силой пламя нашей веры, там нам даны будут крылья для безопасного полета над бездной сомнений и греха. Будем же искать уединения и в нем найдем Отца нашего Небесного; во свете лица Его, в живом сознании Его отеческой любви мы научимся молиться. Хотя Господь и не требует от нас, чтобы мы молились долго, и не видит достоинства в многословии, нам необходимо, начиная день, в котором ожидает нас, быть может, немало затруднений и забот, укрепиться на пути и почерпнуть новые силы в уединении нашей келлии. Там мы положим к Его ногам все то, что нас страшит в предстоящем нам труде, и, призывая Его благословение на этот труд, озаренные Его светом, исполненные Его Духом, вооруженные молитвой, бесстрашно пойдем навстречу ожидающим нас испытаниям. Будем уверены, что всякий раз, как мы предстанем перед Богом, даже ненадолго, мы получим благословение свыше и «Отец Небесный, видящий тайное, воздаст тебе явно». ....... Цитата дня Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям. свт. Игнатий (Брянчанинов)
    1 комментарий
    4 класса
Цитата дня
Мы все больше думаем о том, что рай и Царство Небесное – это блаженство. И цель жизни христианской – в это Царство любви попасть. Но мы представляем себе это Царство любви как Царство любви к себе. А Евангелие говорит, что это Царство любви не к себе, а к ближнему, и только этим оно определяется.
прот. Алексий Уминский
Из писем святителя Игнатия (Брянчанинова)
Очень хорошо, когда человек постоянно видит и исповедует себя грешным. От такового самовоззрения дух человека пребывает постоянно в смирении и Боголюбезной печали. Но надобно, чтобы такое самовоззрение было растворено благоразумием и не переходило должной меры. В последнем случае оно может быть вредным, может поставить человека в совершенное недоумение и относительно его жительства.
Естество наше повреждено грехом. По этой причине сердце каждого человека производит само собою в большом количестве плевелы. И потому, кто видит возникающие в себе плевелы, никак не должен удивляться этому, как чему-нибудь необыкновенному, не должен приходить в недоумен
Я уверен, что сегодня главная забота верующих родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда.
Услышьте в моем призыве не голос консервативного священника, а голос человека, у которого из восьми дипломов, приобретенных после среднего образования, три педагогических: педуниверситет и две магистратуры – «Управление учебными заведениями» и «Педагогика высшей школы». Я сам одно время преподавал педагогику магистрам. Кроме того, я и сейчас работаю профессором и заведую кафедрой вуза. Поэтому имею право сказать, что думаю по поводу современной системы образования.
Современное образование забыло
Почему ты, человек, Меня оставил?
Почему от тебя Возлюбившего отвратился?
Почему снова пристал к врагу Моему?
Вспомни, что ради тебя Я с неба сошел.
Вспомни, что ради тебя Я Плотью был.
Вспомни, что ради тебя Я от Девы родился.
Вспомни, что ради тебя Я был Младенцем.
Вспомни, что ради тебя Я смирился.
Вспомни, что ради тебя ради Я обнищал.
Вспомни, что ради тебя Я на земле пожил.
Вспомни, что ради тебя Я гонение претерпел.
Вспомни, что ради тебя Я злословие, поношение, поругание, бесчестие, раны, заплевание, заушение, насмешки, оскорбительные, соединенные с насилием, страдания принял.
Вспомни, что ради тебя Я к злодеям причтен (Лк 22:37).
Вспомни, что р
Духовные размышления «апостола Бухареста» архимандрита Софиана (Богиу) на тему Иисусовой молитвы.
Скажу вам кое-что о молитве. Сердечная молитва звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Некоторые стремятся практиковать ее, но с чуждыми ее духу влияниями: смесью йоги и других восточных практик, которые очень вредны и искажают молитву. Тем, кто желает научиться правильной молитве, я рекомендую прочитать пятый том «Добротолюбия». Таковые встанут на верный и добрый путь. Молитва Иисусова очень проста, и произносить ее нужно как можно чаще, днем и ночью, если это возможно. Ее можно произносить и шепотом, но с усилием.
Цель Иисусовой молитвы – соединить ум и сердце
"Нужна не просто вера, но действенная вера. Надо, чтобы она так крепко вселилась в сердца наши, всецело овладев всеми нашими помышлениями и волей, чтобы мы не могли жить не так, как велит нам вера в Господа."
Свт.Лука Войно-Ясенецкий
"Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро — тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло — быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея."
Святитель Николай Сербский.
Источник прелести, как и всякого зла — диавол, а не какая-нибудь добродетель. Начало прелести — гордость, и плод ее — преизобильная гордость. Преподобный Григорий Синаит говорит: “вообще, одна причина прелести, — гордость”. В гордости человеческой, которая есть самообольщение, диавол находит для себя удобное пристанище, и присоединяет свое обольщение к самообольщению человеческому.
Святитель Игнатий БРЯНЧАНИНОВ
13 Мая - Обре́тение мощей святого Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (1558).
С ПРАЗДНИКОМ ВСЕХ ВАС, ПРАВОСЛАВНЫЕ!!!
Святителю отче Никито, моли Бога о нас.
Преподобный Никита, родом киевлянин – один из первых пострижеников Киево-Печерской обители. Он подвизался там при преподобном игумене Никоне (1078–1088). В молодости инок Никита, желая прославиться среди монахов, стал просить игумена, чтобы он благословил его подвизаться наедине, в затворе. Игумен препятствовал ему, говоря: «Чадо! Не полезно тебе, будучи юным, сидеть праздно. Лучше пребывать тебе с братией, работая вместе, и ты не лишишься награды своей. Сам ты видел брата нашего Исаакия пещерника, как он был прельще
О молитве
13 мая.
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6)
Основанием каждой святой жизни должна быть живая, постоянная беседа души с Богом – в тайнике человеческого сердца, вдали от людей, с глазу на глаз, так сказать, с Самим Господом. Весь смысл молитвы заключается в этом непосредственном, тесном личном общении человека с Богом, в котором он находит доступ к Престолу Всевышнего. Мы, без сомнения, везде и всегда в присутствии Божием, но Сам Христос указал нам на необходимость уединения в нашей келлии для молитвы, и опыт доказывает нам всю пользу такого уединения, когда оно входит в привычку.
Там, в этом нашем св
  • Класс
Показать ещё