НИКОЛАЙ II - ДЕРЖАВНЫЙ СТРОИТЕЛЬ АВИАНОСНОГО И ВОЕННО-ВОЗДУШНОГО ФЛОТОВ (часть 19):
Вслед за М-5 Д.П. Григорович разработал тяжёлый гидросамолёт М-9, предназначенный для нанесения ударов по кораблям и береговым объектам.
Гидросамолёт М-9 конструкции Григоровича
В знаменательном сражении 17 июля участвовали четыре самолёта М-9 конструкции Григоровича. Эти самолёты базировались на первом российском авианосце "Орлица".
Гидросамолёты "Орлицы" вели разведку, а также могли открывать пулемётный огонь и сбрасывать бомбы.
М-9 был аппаратом, прекрасным во всех отношениях - машина, способная выполнять боевые задания и надёжная в эксплуатации. Она имела хорошую мореходность, свободно преодолевала волну высотой 0,5 м, что позволяло применять её в открытом море, была проста в пилотировании, на ней можно было нести разведывательную службу, патрулирование и бомбометание. Лодка М-9 могла подвешиваться на стреле, подниматься с воды на корабль и спускаться с неба на воду. В передней кабине на шкворневой установке стоял пулемёт "Виккерс". Иногда ставили пушку "Гочкис" или "Эрликон" - это была первая в мире пушка на гидросамолёте. Ставилась радиостанция Рузе.
Именно на М-9 поручик Ян Нагурский выполнил 20 сентября 1916 года (впервые в мире на гидросамолёте!) "мёртвую петлю".
Балтийская летающая лодка М-9 (ЩС-26), на которой летал и Ян Нагурский. 1916 год
4 (17) июля 1916 года четыре М-9 приняли бой с немецкими самолётами. Линкор "Слава" и два миноносца вели огонь по немецким береговым батареям у Рагоцема. С воздуха операцию русских кораблей прикрывали гидроаэропланы "Орлицы". В ходе напряжённого боя нашим лётчикам удалось сбить два вражеских аэроплана; два оставшихся немецких лётчика повернули назад. Сбитый аэроплан при падении скапотировал, и оба немецких лётчика оказались в воде. Два русских гидроаэроплана приводнились рядом со сбитым самолётом и, несмотря на огонь немецких береговых орудий, подобрали из воды пленных, а подошедший к месту падения миноносец снял с самолёта пулемёт и некоторые приборы. Из допроса пленных выяснилось, что их аэроплан входил в состав группы из четырёх машин, посланной уничтожить "Орлицу" с её самолётами. Это была важная победа, одержанная над морем русскими лётчиками на гидропланах российского производства.
(источник: Русский Царь Николай II - основатель авианосного и военно-воздушного флотов России / автор проекта: И.А. Трушина. - СПб: ОО "Образовательно-просветительский центр им. Царя Николая II Александровича", 2018. - С. 35-36)
Москва, 2 мая — Наша Держава. Представляем вниманию наших читателей отзыв историка, доктора философских наук, заведующего кафедрой философии МГУТУ им. К.Г. Разумовского и руководителя Луганской ячейк...
Нет комментариев