Пуэбло-Бонито (исп. Pueblo Bonito, букв. «прекрасный посёлок»)— крупнейший из посёлков-«дворцов» индейской культуры анасази в Национальном парке Чако-Каньон, север штата Нью-Мексико. Был населён в IX—XII вв. н. э.
В январе 1941 г. часть каньона, известная под названием «угрожающая скала», англ. Threatening Rock, на языке навахо tse biyaa anii’ahi, разрушилась, в результате чего рухнула западная стена сооружения и пострадала часть комнат. Вероятно, строители Пуэбло-Бонито знали об этой угрозе. Несмотря на это, они решили соорудить своё поселение под трескающейся скалой высотой около 30 с лишним метров и массой около 30 тыс. тонн, компенсировав непрочность скалы тем, что укрепили её основание.
В 2009 г., по сообщениям прессы, в Пуэбло-Бонито были обнаружены следы какао — это первое свидетельство того, что какао, родом из Мексики, был известен в древности на территории будущих США. Ранее здесь же были найдены цилиндрические керамические сосуды, обычные для Месоамерики, однако редкие здесь.
На основании генетических исследований учёные Соединённых Штатов обнаружили следы древней цивилизации индейцев анасази.
Получен ответ на мучивший историков вопрос – куда исчезла высокоразвитая цивилизация, обладающая высочайшими знаниями и навыками в области математики и архитектуры
город анасази
Новые исследования показали, что анасази ушли на север Нью-Мексико, дав начало народу Тева.
Анасази проживали в IX-XII веках нашей эры на Юго-Западе территории нынешнего США. Это коренной народ американской культуры. Причину, по которой этот народ вдруг бросил свои города, пока установить не удалось.
Лейтенант американской армии Джеймс Симпсон и его проводник из Сан-Пуэбло по имени Карравахаль открыли Пуэбло- Бонито в ходе военной экспедиции 1849 года. Они обследовали восемь крупных руин в Чако-Каньоне, среди которых был и Пуэбло-Бонито (название «прекрасный посёлок» дал развалинам Карравахаль). По окончании экспедиции Симпсон опубликовал первое описание Чако-Каньона в своём военном отчёте, а рисунки выполнил художник Р. Х. Керн.
Первые раскопки были проведены в 1896—1900 г. при поддержке Американского музея естественной истории.
Пуэбло-Бонито делит на две части ровная стена, идущая с севера на юг через центральную площадь. С каждой из сторон находится «большая кива», что создаёт симметричную планировку, подобную другим подобным руинам в Чако-Каньоне. Кроме Больших кив, обнаружено более тридцати маленьких кив или церемониальных сооружений. Внутренние жилые помещения, по сравнению с другими жилищами культуры анасази, были довольно просторными.
Пуэбло-Бонито занимает площадь около 8000 кв.м. и состоит из примерно 650 комнат (по некоторым оценкам их число достигает 800). В некоторых частях поселения здания состоят из 4-5 этажей. В более поздний период некоторые комнаты на нижних этажах заполнялись строительным мусором, чтобы удерживать вес верхних этажей. Некоторые стены достигали по толщине 1 м — это было необходимо, чтобы обеспечивать прочность массивной конструкции.
Оценки археологов, касающиеся численности населения, различны. В начале XX века здания рассматривались как небольшие города, и считалось, что каждая комната была населена людьми. С той точки зрения в Пуэбло-Бонито в период расцвета могло обитать несколько тысяч жителей. Более поздний анализ снизил возможное число жителей до уровня менее 800, в основном из-за малого количества пригодных к использованию печей (очагов), найденных в руинах. Согласно другому анализу, основанному на архитектуре, предполагаемое число жителей было даже меньше, и в период максимального расцвета составляло всего 12 семей или около 70 человек, которые населяли самый нижний, цокольный этаж, около центральной площади. Из этих комнат проходы вели в более дальние комнаты сооружений. Семья могла населять 3-4 комнаты, тогда как прочие использовались для складских целей. Подобная структура жилищ характерна и для современных пуэбло, например, в Таос-Пуэбло. В комнатные блоки, как правило, не было других входов, кроме как с центрального двора.
Возможно, Пуэбло-Бонито не был ни городом, ни деревней. Хотя по своему размеру он мог вместить много людей, однако окружающая среда не могла прокормить такое количество населения. Раскопки Пуэбло-Бонито не выявили значительных остатков мусора, которые могли бы свидетельствовать о населённости. По общему мнению, Пуэбло-Бонито мог быть ритуальным центром. Об этом свидетельствует не только наличие кив, но также сама конструкция поселения и его сравнение с другими селениями Чако-Каньона.
По данным раскопок, представители культуры анасази имели хорошее представление о солнечных и лунных циклах, которые отражены как в петроглифах на соседних скалах, так и в самой архитектуре.
Исследование мусорных куч показало, что в период, когда был сооружён Пуэбло-Бонито, в Чако-Каньоне и прилегающих областях обильно росли деревья, в частности, американские сосны. О наличии этих деревьев можно судить по тому, что из них были изготовлены опорные балки зданий. Учёные предполагают, что за время существования Пуэбло-Бонито окрестные территории были почти полностью очищены от деревьев, которые шли на древесину для зданий и для их отопления. Это, наряду с наступившей позднее засухой, привело к резкому уменьшению количества воды в долине, в результате чего почва стала неплодородной. Это объясняет, почему Пуэбло-Бонито был населён всего 300 лет, и является хорошим примером, как уничтожение леса могло повлиять на окружающую среду. Анасази, которые больше не могли выращивать сельскохозяйственные культуры для своего пропитания, были вынуждены мигрировать.
#индейцы
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
В итоге регресс и истощение цивилизации, и последующее исчезновение.
Если коротко по всем цивилизациям то так: создают и обнуляют их,когда те теряют для аннуннаков актуальность или они начинают знать слишком много.Либо самообнуляются,истощив свой потенциал в войнах.
Подробное исследование тут https://bombarman.livejournal. com/34505. html (без пробела)