Аэропорт "Залив Креста"С аэропортом меня связывают особые отношения. Двадцать лет без малого я работал радистом в нашем аэропорту.Из истории аэропорта знаю немного. Первый аэродром: взлётная полоса, хозяйственные и жилые строения, находились на противоположном от посёлка берегу бухты Эгвекинот, в её юго-восточной части. На полосу "старого аэродрома", в октябре 1957 года приземлился самолёт, выполняющий последний рейс. Следующий самолёт приземлился на полосу нового аэропорта "Залив Креста", который мы все знаем. В том, последнем самолёте, прилетела моя мама с двухлетним ребёнком на руках, которым был я. Детская память сохранила некоторые фрагменты того дня которые меня, видимо, очень впечатлили. Остеклённая снизу кабина самолёта. Сквозь остекление покрытые снегом сопки. Холодный осенний ветер, сухая трава, дрожащая на ветру и тёплая кружка какао налитая из термоса в моих ручонках с огромным куском сахара, которым нас угостил сторож аэропорта. Потом появился отец, и мы долго ехали в кабине грузового автомобиля по берегу вокруг всей бухты.Годы своей работы с 1972 по 1989 в аэропорту "Залив Креста" вспоминаю как один из лучших периодов моей жизни. Помню всех, с кем свела меня судьба: моих наставников, руководителей, коллег по работе, старших товарищей, пилотов, авиадиспетчеров, авиатехников, прекрасных девушек работников авиаметстанции, коллектив отдела перевозок и все другие службы обеспечения работы аэропорта.Работа радиста была мне интересна. В коллективе работали интересные люди, и я горд тем, что имел честь работать рядом с ними. К сожалению, историей аэропорта в то время ни я, никто другой не интересовались. Наверное, потому, что были другие увлечения, захватившие нас целиком и полностью: музыка, путешествия, фотография, и по этой причине обратимся за воспоминаниями к письмам одного из первых геологов осваивавших чукотскую территорию.Фотографий событий тех лет, о которых описывает автор, у меня нет, поэтому буду сопровождать свои публикации фотографиями семидесятых, восьмидесятых годов ушедшего столетия. На них вы увидите лица лётчиков и других работников аэропорта "Залив Креста" и это продолжение описываемых событий.
Первые лётчики на Чукотке. Часть I.Из воспоминаний Николая Терентьевича Воронцова.В начале 1948 года "Чукотстрою" выделили два самолёта У-2 (По-2), которые предназначались для внутренних работ. Была организована аэродромная служба. Начальником аэропорта был Александр Иванович Продан.Лётчиками были Пётр Перьфирьевич Манько, Юрий Иванович Морозов. Авиатехник Василий Васильевич Кулибаба. Метеослужбу аэропорта возглавляла Ольга Иосифовна Николаева.Для тех времён наличие даже таких малых самолётов имело огромное значение,как в деле строительства Иультинского комбината (ГОКа) так и в развитии геолого поисковых и разведочных работ.Эти фанерно-брезентовые "кукурузники" подчас совершали фантастические полёты. Надо учесть при этом отсутствие навигационной службы, радиосвязи (на самолётах не было радиостанции), сложные метеоусловия. Мне вспоминается прилёт осенью 1948 года к нам в партию на реке Чаантальвеергын самолёта пилотируемого Петей Манько. В тот год мы очень задержались с возвращением из-за того, что площадь съёмки была оконтурена в три раза превышающая плановую, к тому же в задании было указано обязательное посещение так называемых серпуховских оловорудных точек. Полевой сезон был крайне напряжён. Работали, что называется от зори до зори, но так как летом на Чукотке полярный день, то 18-20 часов уходило на работу.В конце сентября, все работы были закончены, и началась подготовка к ликвидации. Своими силами (под руководством прораба В.К. Большакова построили лодку), но, к сожалению, время упустили, река Чаантальвеергын катастрофически мелела, а в каньоне на излучине была подпружена шугой. Попытки сплава не удались. Начали груз и коллекции таскать "сидорами" (рюкзаками). Обеспокоенное руководство ГРО (М.И. Рохлин и Г.Б. Жилинский) нашим отсутствием (связи тогда не было никакой) направили на наши поиски самолёт.Второго октября над нашей стоянкой появился По-2. Какая это была радость для нас всех. Самолёт покружился в поисках подходящей посадочной площадки, но так как у нас был снег, а самолёт имел колёса, то посадку не произвёл. Выбросил вымпел, в котором руководство приказывало бросать всё кроме коллекции (собранных минералов) и полевой документации и налегке выбираться на "Силаевскую" базу. Лётчик Пётр Манько сделал приписку. Ниже по течению в 3-4 км. на правобережье реки есть замёрзшее озеро. Промерьте толщину льда, выложите на льду цифры, сконцентрируйте там груз первоочередной, мы прилетим через два - три дня. Переобуемся на лыжи.Мы, конечно, в срочном порядке начали носить каменную коллекцию, документацию. Решили первым делом отправить Любовь Михайловну Шульц и документацию. (загрузка самолета не более 150 кг)Промерили лёд. Тонковатый. Решили нарастить. Начали вёдрами поливать. Прошло три дня, самолёта нет, да к тому же, при очередном промере льда, я умудрился у самого берега провалиться под лёд. У берега лёд, почему то, оказался тоньше. Ну, думаю, над этой затеей надо ставить крест, тем более, самолёт не лишний. И вдруг, на следующий день услышали стрёкот "кукурузника", выскочили из палаток, а он прёт прямо на наши палатки, видим - на лыжах, значит - переобулся. Сделал 3-4 захода над палатками, прошёлся на бреющем вдоль реки, видимо, осматривал косы. Потом бросил записку: "Сажусь на озере!"Не знаю, как у кого. Но, прочитав записку, у меня поползли мурашки по телу. Вчера сам провалился под лёд, а сегодня хотят посадить самолёт. Я знал, что такое сила динамического удара при посадке! Не раздумывая, я бросился к озеру, чтобы выложить крест запрещающий посадку. Для этого мне надо было вброд перейти реку. Хотя выше и ниже по течению уже были ледяные перемычки, по которым мы ходили как по мосту. И вот коварство северных рек. Они начинают промерзать и со дна. Когда вода достигла чуть выше пояса, ноги мои заскользили по донному льду. Меня сбило течением и понесло к ледовой перемычке. Пытался плыть, но после двух - трёх взмахов уже не мог поднять рук, так, как одет, был тепло, вода набралась в рукава, они стали пудовыми. К перемычке несло по теперешним понятиям с космической быстротой.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев