Сколько существует на свете человек, столько лет он и перемещается из одного места в другое. Соответственно, и способы перемещения модифицируются. Сначала на своих четырёх-двоих, потом на спинах рабов. Серьёзным прорывом в этом вопросе стала приручённая лошадь и изобретение колеса. Вот тогда и началась романтическая эпоха конных повозок.
Романтика, что ни говори! Да и почти экологически чистый вид транспорта, если не считать, что «выхлопная труба была в кабине». Для значительной части нынешнего населения всё представление о конных экипажах в лучшем случае сводится к народному фольклору: «У церкви стояла карета…» или «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру!»
Вниманию читателей предлагается небольшая историческая зарисовка из прошлого калужского гужевого транспорта.
ЛОШАДЬ – ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА
Извоз – один из древнейших промыслов калужан еще со времен Рюриковичей. Возили все и всех: самозванцев, монархов, священных особ, войска, путников, провиант и стройматериалы. О том, что «тарифы» на такой весьма опасный тогда промысел высочайше узаконивали, известно ещё по Судебникам средних веков: – Ивана III от 1497 г.: «А езду от Москвы: до Коломны полтина, до Коширы полтина, до Воротынска 40 алтынъ, до Одоева 40 алтынъ, до Козельска рубль съ четвертью». – Ивана IV Грозного от 1550 г.: «…А езду от Москвы: …до Колуги рубль, до Ярославца полтина, до Боровска полтина».
После Ивана Грозного, который несколько раз проезжал в карете, осматривая оборонительные засеки в современных калужских землях, стоит ещё упомянуть второго удельного калужского владыку (принца) Густава (сын шведского короля Эрика XIV Ваза и Екатерины Мансдоттер), которого, весьма вероятно (одна из причин), погубило путешествие из Калуги в Москву в 1599 году на карете, запряженной четвёркой (цугом) белых лошадей, что было дозволено только царю Борису Годунову. Коронованная русская царица Марина Мнишек проезжала в карете через Калугу в 1608 году.
Освободитель России и Москвы в 1612 году от польских интервентов Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, получивший за это от народа титул «Спаситель Отечества» (такого титула удостоился в истории России ещё только М. И. Кутузов в 1812 году), по некоторым сведениям, въехал в освобождённый Кремль на повозке работы калужских мастеров.
Не случайно после особо страшных событий в истории нашего города цари для возрождения Калуги первым делом освобождали наших предков от налогов на извозный промысел. Так было, к примеру, в 1619, 1622 и 1654 годах.
26 марта 1655 года Калугу впервые посетил Антиохийский патриарх Макарий, который направлялся просить денег у Москвы. Приехал он на своей карете, но въехать в город не смог: карета не проходила в крепостные ворота. Он и его сопровождающие вели себя весьма надменно, что и послужило поводом для потасовок с калужскими ямщиками, которые отказались везти иностранца в столицу. А уже 6 июля 1658 года были учреждены от Москвы до Калуги ямы (ямщицкие станции), и велено собрать для них с 10 дворов по одному человеку с подводой. А в самой Калуге появилась Ямская слобода, где вдоль дороги на Москву стали селиться семьи ямщиков. В будущем это место получила название – улица Ямская (на самом деле улица Ямская появилась только в конце 18-го века, когда Ямскую слободу перенесли на новое место. А первая Ямская слобода разместилась по обеим сторонам Березуйского оврага - ЮЮ).
Время шло. Дворяне и наиболее зажиточная часть горожан держали собственные экипажи для выезда. А мещанам и мелкому купечеству что было делать? Им тоже хотелось ездить в экипажах, а не ходить по городу пешком. Вот только доходов на содержание своего «выезда» не хватало. Спрос порождает предложение. Так появились городские извозчики. Их и конных экипажей становилось всё больше и больше. Дошло до того, что 3 апреля 1775 года последовал Указ Екатерины II «О имении купцам и мещанам экипажей, покрытых краскою или лаком, а извозчикам жёлтою краскою». Обращаю внимание читателей на утверждённый желтый цвет «такси» тех времён. На Западе до такого ещё тогда никто не додумался!
Продолжение следует. Материал от Юрия Юрьевича Юрьева.
https://vk.com/wall385626794_12761
Комментарии 12